Республиканцы непублично возмущаются ролью После распада Советского Союза независимая Украина стала государством с третьим ядерным арсеналом в мире. Впрочем, украинцы решили отказаться от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности, результатом чего стал знаменитый Будапештский меморандум.
В рамках ядерного разоружения Украина передала России оружие, оцениваемое в сотни миллиардов долларов, однако страна-агрессорка компенсировала менее одного миллиарда и начала придумывать мифические энергетические долги украинцам.
Об этом в интервью 24 Каналу рассказал депутат пяти созывов и первый глава делегации по ядерному разоружению Юрий Костенко. Что было не так с вывозом ядерки из Украины и можно ли еще вернуть деньги – читайте дальше в материале.
Сколько ядерных боеголовок отдала Украина
Сколько Россия должна Украине в рамках ядерного разоружения и сколько уже получила Украина?
Точных данных мы не знаем, потому что все, что касалось ядерных вооружений на территории Украины – секретная информация. Она была доступна только в Генштабе СССР, а затем в Генштабе России. Есть специальное 12-е управление, занимающееся вопросами ядерных вооружений и ведущее мониторинг всех ядерных боеголовок, тактического и стратегического ядерного оружия на территории бывшего Советского Союза.
Поэтому мы пытались разными способами узнать сколько же ядерных боеголовок было на территории Украины, в частности прибегали к публикациям в западной прессе. То, что представлено в моей книге «История ядерного разоружения Украины», вышедшей в 2015 году, дает лишь приблизительные характеристики того, сколько ядерных боеголовок было.
Если коротко назвать итоговые цифры, то это примерно от 3,5 до 4,2 тысяч тактических ядерных боезарядов и где-то от 2,5 до почти 3 тысяч стратегических боеголовок. Более точной информацией, вместе с крылатыми ракетами, владел исключительно Генштаб СССР.
Полное интервью с Юрием Костенко: смотрите видео
Сколько денег Украина потеряла из-за разоружения
Второй сложнейшей проблемой для Украины было определить, какова же материальная ценность этих ядерных боеголовок. Дело в том, что ядерное оружие, как и все остальное находившееся на территории Украины после распада СССР, автоматически стало государственной собственностью украинского народа. От имени же народа только парламент имеет право принимать решения, касающиеся использования этой собственности, ее передачи кому-то в пользование, или в целом передачи другой стране.
Поэтому именно в парламенте была создана специальная рабочая комиссия, которая занималась вопросами стратегии ядерного разоружения Украины после соответствующих решений парламента. Именно эта рабочая комиссия и определяла параметры ядерного оружия, весовые характеристики Урана и Плутония, которые являются наиболее ценными компонентами ядерного оружия.
Итак, по нашим оценкам, мы передали России в тактическом и стратегическом ядерном оружии примерно 100 тонн высокообогащенного Урана и сколько тонн Плутония. Данных о рыночной стоимости этих материалов нет, потому что они запрещены к продаже, учитывая договор о нераспространении ядерного оружия. Но есть приблизительная оценка изготовления этих материалов в разных источниках – и западных, и наших.
По оценкам этих источников, 100 тонн высокообогащенного Урана и 100 тонн Плутония стоят более 100 миллиардов долларов. Например, производство одной тонны Плутония оценивается от 500 миллионов до 1 миллиарда. Высокообогащенный Уран стоит дешевле – до 100 миллионов за тонну. Такие цифры впечатляют.
В то же время нам говорят, что у Украины якобы были долги перед Россией и вроде бы их нам компенсировали. Так сколько же страна-агрессорка вернула нам из этих 100 миллиардов? Ведь должна была возвращать в виде ядерного горючего для атомных электростанций.
Что касается долгов – это абсолютно фейковая информация. В СССР была такая практика, что в конце года делали результат, сколько именно задолжали государственные предприятия России украинским предприятиям и наоборот. По оценкам, к моменту распада Советского Союза, то есть в 1991 году, был баланс. Долги вдруг начали появляться, когда Россия, учитывая энергетическую зависимость Украины, принялась насчитывать какие-то мифические энергетические долги.
Дело в том, что, к большому сожалению, Россия контролировала то, сколько российского газа поступало в Украину. Она сама определяла, сколько мы использовали. У Суджи был комплекс счетчиков, дававший данные. Туда раз в год привозили наших специалистов и делали сверку, сколько по нашим подсчетам мы использовали и сколько насчитала Россия.
Поэтому энергетические долги начали появляться позже, в 1992 – 1993 годах. Это делалось под давлением того, что Украина получала 80% энергообеспечения из России: ядерного топлива – 100%, газа и нефти – 80%. Поэтому Россия делала на бумаге все, что ей вздумается.
Второе дело, как вы знаете, Украина стала таким же правопреемником обязательств и активов Советского Союза. Именно поэтому мы выполняли Договор о сокращении стратегических наступательных
вооружений, подписанных СССР и США в июле 1991 года. Мы выполняли обязательства СССР по сокращению обычных вооружений.
Кроме того, на территории Украины была ударная группировка бывшего Советского Союза с множеством разной военной техники и всего того, что нужно для ведения интенсивной войны. Украина также брала на себя обязательства по долгам. На момент распада Советский Союз должен Западу примерно 60 миллиардов. Украина все эти вещи тоже брала на себя.
Но, например, по активам, то их мы не получили. Все имущество бывшего Советского Союза из-за границы использовала только Россия. Мы получили кое-что, когда там начали создавать посольства, и только небольшую комнату в Германии. А Япония, например, до сих пор не признает, что это русское имущество. Она говорит, что у России нет юридических оснований владеть всем имуществом бывшего Советского Союза на ее территории.
То есть все, что касается так называемых долгов – это исключительно политические вещи, которыми Россия привязывала Украину к своим геополитическим интересам. Но даже если исходить из темы этих долгов, я хотел бы снова прибегнуть к ядерному разоружению. Ведь Украина передала огромное количество ядерных материалов, а позже и часть стратегических бомбардировщиков, крылатые ракеты. Если вычислять все это имущество по рыночным ценам, то оно может достигать триллиона долларов.
Что получила Украина? Мы 2,5 года бесплатно получали поставки ядерного топлива из России для реакторов ВВЭР-1000. Всего этого топлива мы получили меньше чем на один миллиард. Даже есть точные данные – это 980 миллионов долларов ядерного топлива за 2,5 года. Вот такая «братская любовь» была между Украиной и Россией.
Кому на самом деле принадлежало ядерное оружие после распада СССР
То есть, мы получили менее одного процента за те вооружения, которые передали России. Есть ли этому какие-нибудь документальные подтверждения, например, для наших дипломатов? Потому что мы уже слышали разное, мол, это не украинское ядерное оружие, а Украина якобы не была ядерным государством.
В первую очередь нужно разобраться с главным вопросом – чье ядерное оружие оказалось на территории Украины? Действительно ли, как недавно один из членов команды Дональда Трампа сказал, что это якобы было русское оружие, а Украина просто перевезла его через границу?
Итак, согласно Венской конвенции о правопреемстве, которая регулирует вопрос, кто чем должен владеть после распада империй или сверхдержав, как произошло в 1991 году, – все, что было на территории вновь созданного государства, автоматически становится его собственностью. То же касается и договоров, о которых мы уже упоминали. То есть, став независимым государством, мы выполняли все, что касается договоров бывшего Советского Союза.
Чем это подтверждалось? В первую очередь законами Украины. Еще в октябре 1991 года, после провозглашения Независимости, был принят закон о собственности СССР на территории Украины. Там было четко сказано, что все имущество, все средства, все, что считалось общей советской собственностью на территории Украины, согласно Венской конвенции стало собственностью украинского народа и украинского государства. Это национальный закон.
Также есть международный закон, который был подписан в мае 1992 года. Он называется «Лиссабонский протокол к договору о сокращении стратегических наступательных вооружений». Когда распался Советский Союз, то в США возникла проблема – кто будет выполнять договор о сокращении стратегических наступательных вооружений Советского Союза.
И именно Соединенные Штаты Америки предложили, чтобы те новообразованные государства, на территории которых оказалось ядерное оружие бывшего Советского Союза, подчеркиваю не Россию, а бывшего Советского Союза, брали на себя ответственность за сокращение стратегических наступательных вооружений в объемах, предусмотренных настоящим договором.
Напомню, что он предполагал сократить объемы всего советского оружия только на 36% по отношению к стратегическим носителям и 42% ядерных боезарядов. То есть, не все оружие. Но при этом в Лиссабонском протоколе было сказано, что 4 новообразованных ядерных государства – Россия, Украина, Беларусь и Казахстан – должны провести отдельные переговоры, кто сколько будет сокращать со своего ядерного арсенала. Такие переговоры Россия заблокировала сразу после подписания Лиссабонского протокола.
Кстати, в этом Протоколе четко констатировано, что вместо СССР есть 4 новообразованных ядерных государства. Этот протокол проходил ратификацию в украинском парламенте, когда мы принимали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Лиссабонский протокол также проходил ратификацию в США, России, Казахстане и Белоруссии. Все его ратифицировали, и он стал международным законом.
Когда команда Трампа говорит, что это русское оружие, нужно только взять Лиссабонский протокол, который они ратифицировали в Конгрессе на английском языке – и просто прочитать его. Поэтому эти заявления лишь показывают невежество команды, которая занимается такими важными вопросами, как ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия в мире.
Рассматривая, кому принадлежит стратегическое вооружение, ядерные боеголовки, нужно учесть другие решения Верховной Рады, имеющие силу закона. Верховная Рада обязала уничтожать ядерное оружие, а не передавать его. Это очень важный пункт, о котором почему-то не говорят ни в Украине, ни на Западе.
Итак, то, что передача была вроде бы под давлением Запада, как заявлял Билл Клинтон, – я хочу это категорически возразить. Но это другая тема. Впрочем, я могу однозначно сказать, что требовали передачи ядерного вооружения исключительно России.
Я был первым главой украинской правительственной делегации на переговорах. Они начинались в Ирпене в январе 1993 года. Первое, что я услышал от руководителя российской делегации, профессионального дипломата, отлично знавшего международное право и Венскую конвенцию – он сказал, что мы должны отдать России все ядерные боеголовки. На мой вопрос, на каком юридическом основании есть решение парламента и законы – я ознакомил его с этими документами, – он сказал, что Украина якобы не ядерное государство.
Я возразил, потому как это мы не ядерное государство, если на нашей территории третий ядерный потенциал мира. Он сказал, что мы якобы его не производим. Я снова возразил, потому что как раз Украина была причастна к созданию первой ядерной боеголовки, потому что Уран тогда добывали только в Желтых Водах Днепропетровской области.
Мы были вовлечены в обогащение Урана, а харьковский университет – в общесоюзную программу по производству ядерного оружия и нарабатывал технологии обогащения Урана. Поэтому, исходя из нашего непосредственного участия в производстве ядерного оружия, я говорил, что мы такие же владельцы этого ядерного потенциала.
В конце концов, когда разговор обострился, я спросил о носителях, которые производит «Южмаш» (украинское предприятие – 24 Канал) и которые стоят на российском вооружении, так называемая «Сатана» с 10 боеголовками, – это чья собственность: российская или украинская? Он ответил, что русский.
Это, чтобы вы понимали, характер переговоров и какими аргументами оперировала Россия. Поэтому возвращаясь к теме долгов, могу однозначно отрицать все, что касается так называемых энергетических долговых обязательств, на чем постоянно настаивала Россия. Это такая же мифологема, что и то, что ядерное оружие Украины принадлежало России.
Что Россия сделала с ядерными боеголовками, которые получила
Документировалась ли передача боеголовок и носителей вооружений? Существует ли документ о передаче – получение этого оружия России?
Да, эта информация есть, но в ограниченном виде. Например, начало вывоза тактического ядерного оружия украинские власти не приняли ни одного решения. Была только подпись президента Леонида Кравчука. Это произошло 30 декабря 1991 года, когда проходил второй саммит СНГ, который формально образовался 8 декабря в Беловежской пуще, в Беларуси, где вместо СССР создали Содружество Независимых Государств.
Тогда были подписи только от представителей Беларуси, России и Украины – два президента и председатель Верховной Рады Беларуси Станислав Шушкевич. То есть Россия сразу же подняла вопрос о ядерном потенциале и предложила соглашение, которое Кравчук спешно подписал в Алматы. Согласно ему, Украина должна была передать тактическое ядерное оружие России до мая 1992 года. Что касается стратегического оружия, то его боеголовки должны были передать до 1996 года.
Но, как вы знаете, процесс передачи имущества Украины должен проходить через ратификационную процедуру в Верховной Раде Украины. Такую процедуру не провели, а потому – договор, подписанный Леонидом Кравчуком, недействителен. Впрочем, по распоряжению 12-го управления Генштаба СССР – России начался вывоз тактического ядерного оружия.
Интересно Глава СВР заявил о технических проблемах в обслуживании и безопасности ядерного оружия в России
Когда президента Кравчука спрашивали, давал ли он санкцию на этот вывоз, он говорил, что нет. Об этом он говорил в США, когда по сообщению Бориса Ельцина все тактическое ядерное оружие уже в мае перевезли на территорию России. Именно в этот день Кравчук прилетел в США с первым официальным визитом. Его прямо на военном аэродроме спросили, мол, нет ли у вас ядерного оружия? На что Кравчук ответил: «Нет, у нас все еще есть». Это такие интересные моменты, свидетельствующие о невежестве тогдашней украинской власти.
К этому хотелось бы добавить, что в апреле 1992 года было постановление Верховной Рады Украины, которое пунктом №1 запрещало вывоз тактического ядерного оружия с территории Украины до момента установления международного контроля за его уничтожением уже на территории Украины.
Кстати, я был единственным, кого Россия допустила к этому предприятию, где разбирали украинское тактическое ядерное оружие. Это предприятие называлось «Свердловск-45», расположенное где-то под Полярным кругом на Урале. Мне показывали номера, под которыми с территории Украины вывозили тактическое оружие и вроде бы «уничтожали» на этом предприятии.
Но что на самом деле делали в «Свердловске-45»? Они демонтировали тактические боезаряды, вытаскивали оттуда Уран и Плутоний, являющиеся основой ядерного боезаряда. Когда я спросил, куда дальше идут Уран и Плутоний, мне ответили, что передают их на предприятие, производящее эти материалы. Я спросил, уничтожаются ли они дальше? Мне ответили, что не могут сказать, потому что это государственная тайна.
Но работники, кстати, этнические украинцы, передали мне информацию, что они (Уран и Плутоний – 24 Канал) не уничтожаются, а превращаются в новые типы ядерных вооружений России.
Документально мы можем отследить, сколько боезарядов из Украины пересекло границу и было передано России. А вот их действительно уничтожали, или, наоборот, использовали для создания новых типов ядерных вооружений – этого нам уже никто не скажет. Однако если говорить о финансовой части, то, конечно, юридически доказательные вещи – сколько ядерных вооружений и материалов передали из Украины в Россию.
Что было не так с вывозом оружия из Украины
Я воспринимаю это больше как самоуправство России. Если не было никаких разрешений, они фактически похитили эти ядерные боезаряды и вывезли. Как тогда украинский политик на встрече с западными партнерами может сказать, что у России возникло обязательство, которое она не выполнила?
Я не совсем согласен с утверждением, что Россия заехала в Украину и украла. Перемещение таких средств, как ядерное оружие, всегда сопровождается украинскими спецслужбами. Министерство обороны Украины также причастно к этому.
Железная дорога должна была получить разрешение, ведь нужно было оформлять так называемые буквенные поезда (условное название для поездов, перевозящих очень ценные грузы или персон – 24 Канал), чтобы, не дай Бог, они не столкнулись. Там были целые коридоры. То есть для вывоза привлекли целый комплекс украинских чиновников. Они знали, что это, по крайней мере, суперсекретные поезда, которые двигаются в сторону границы.
Также таможня знала, что вывозится тактический боезаряд. В накладных было сказано, что это. Писали, что, возможно, это не ядерное оружие, а какой-то специальный вид вооружений или подобное.
Мы подавали запрос от нашей комиссии в Министерство обороны Украины относительно того, как происходил вывоз тактических ядерных боезарядов. Я получил ответ даже без печати и подписей. Она вошла в книгу, знаете, как пример того, что являла тогдашняя украинская власть на всех уровнях, включая Министерство обороны.
Итак, на запрос о том, почему из Украины вывозили тактические ядерные вооружения, последовал ответ: их вывозили вроде бы по распоряжению 12-го управления Генштаба СССР. Но к тому времени Генштаба СССР уже не существовало – уже была Россия, и это был Генштаб России. Это первый аспект.
Второй нюанс, основание (для вывоза ядерного оружия – 24 Канал) – это Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая Верховной Радой в 1990 году о безъядерном будущем. На вопрос, имеющий отношение к вывозу конкретного оружия в определенные сроки, ответа не поступало.
Учитывая весь этот украинский абсурд, Россию не учитываю, она делала то, что ей было выгодно, есть вопросы – где были украинские руководители? Почему они либо закрывали глаза, либо не информировали, например, тот же парламент, который единственный имеет право распоряжаться собственностью украинского народа? Никаких решений не было, наоборот – действовал запрет на вывоз, но все это продолжалось, весь этот абсурд.
Поэтому вопрос нужно ставить не о том, выполняли ли должностные лица свои обязанности, а о государственной измене этих должностных лиц. Многие из них до сих пор живут и преуспевают. Верховная Рада должна наконец создать специальную парламентскую комиссию, которая исследовала бы всю эту трагедию. Это ведь не просто передача того, что не допустило бы широкомасштабную агрессию или потерю Крыма, это еще и экономическая трагедия.
Мы потеряли ресурсы, исчисляемые сотнями миллиардов долларов, тогда как годовой государственный бюджет составил 10 миллиардов долларов. Условно говоря, у Украины было 10 миллиардов долларов в 1992 – 1995 годах, ведь в условиях гиперинфляции невозможно было точно подсчитать. Как можно было допустить такие вещи?
Какую роль в разоружении Украины сыграли США
Сегодня на тему ядерного разоружения продолжают циркулировать российские мифы, мол, Запад нас заставлял, в частности Билл Клинтон. О Клинтоне я могу сказать только одно – он забыл о главном. Именно при его администрации Украина получила две чрезвычайно важные вещи.
Правда, это произошло после того, как Верховная Рада Украины на закрытом заседании отклонила предложения Кравчука по немедленной ратификации договора «Старт» о сокращении стратегических наступательных вооружений и Договора о нераспространении ядерного оружия как безъядерная страна.
Это было 3 июня 1993 года. Министр обороны США Лес Эспин сказал, что Соединенные Штаты все поняли и готовы двигаться вместе к безъядерному статусу Украины, который должен завершиться членством в НАТО. Также он сказал, что США готовы предложить Украине программу сотрудничества. Ее направили через парламентскую делегацию Украины в США, которая в начале сентября (1993 – 24 Канал) привезла эти предложения.
Суть предложений: стратегическое партнерство с США и создание международного фонда ядерного разоружения, чтобы Украина не финансировала этот процесс из собственного бюджета, ведь это миллиарды долларов. По оценкам американских экспертов, стоимость сокращения части носителей – 36% и боезарядов – 42% составила 6 миллиардов долларов из бюджета Украины, при годовом бюджете в 10 миллиардов.
То, что Соединенные Штаты оказывали помощь в размере примерно 170 миллионов долларов, было технической поддержкой. А реально Украина из своего кармана финансировала собственное ядерное разоружение, вместо того чтобы это делал мир.
Более того, Клинтон договорился с Ельциным проводить переговоры по ядерному разоружению не в двустороннем формате, как я их начинал, а в трехстороннем – Украина, США и Россия. Соединенные Штаты являлись нашим партнером в этих переговорах.
Под давлением России меня уволили с должности главы правительственной делегации, потому что я не парафировал соглашение о передаче ядерных боеголовок России, а категорически отказывался. Я был депутатом и знал решение парламента, что это наша собственность, и мы не можем просто так передавать ее без решения Верховной Рады. Но Кравчук меня уволил и назначили Валерия Шмарова, который через неделю подписал это соглашение о передаче всех ядерных боеголовок. Вопрос уже к вам – как это можно назвать?
Как Украина может вернуть себе деньги за ядерку
У меня однозначно отношение, что было предательством государственных интересов, преступными действиями по суверенитету и безопасности украинского народа.
Конечно, с точки зрения международного права, выставить России претензии возможно на основе тех документов, которые есть в различных украинских институтах – начиная от Министерства обороны, где есть перечень того, что передавалось, в Министерство иностранных дел. бывших и действующих должностных лиц, причастных к этой теме.
В конце концов, когда «Схемы» редакции Радио Свобода исследовали тему, каким оружием Россия атакует Украину, имеется в виду самолеты, крылатые ракеты, то они установили, что это украинские самолеты и крылатые ракеты. Подобные прецеденты в мире уже были.
Это работа Министерства иностранных дел, которое должно подобрать этих экспертов, изучить вместе с ними прецеденты, которые были в международно-правовых отношениях, аналоги и в конце концов составить дорожную карту, как должны действовать украинские власти и эта комиссия, чтобы сформировать полный пакет претензий относительно ограбления Украины. Они также должны получить соответствующую юридическую квалификацию и все остальное.
Не знаю, удастся ли с этой сумасшедшей страной и ее диктатором что-то сделать, но в любом случае это может дать козыри, например, тому же Евросоюзу или США сейчас, когда обсуждается вопрос конфискации замороженных активов России и использование их в пользу Украины. Это может быть основание для помощи партнерам в создании фонда восстановления Украины.
Мы не должны надеяться, что Россия что-то добровольно сделает. В международном праве эта страна – все разрушающий дикарь с ядерной булавой, а не страна, с которой можно о чем-то договариваться.