Надежда возилась со своими цветами, когда услышала, как через забор, ее зовет соседка. – Привет, Катя, – выпрямившись сказала она. – Надежда, подойди поближе, разговор есть, – сказала Екатерина. Надежда подошла к забору. – Слушай, не знаю знаешь ли ты, или нет, но я должен тебе это сказать, – замялась соседка. – Что сказать? – не поняла Надежда. – Это касается твоего мужчины! У нас в селе уже все об этом говорят, – добавила Екатерина. – О Михаиле? Что он уже натворил? – взволновалась Надя. Екатерина ехидно усмехнулась и все рассказала Наде. Надежда выслушала соседку и оцепенела от услышанного

Она не сразу поверила, потому что просто не хотела в это верить.

– Да все вокруг знают, что у них шашни, только ты наивна и доверчива, – высказывалась Екатерина. – Михаил твой вокруг этой Татьяны постоянно кроется и в магазин зачастил.

– Но мы почти тридцать лет в браке, дети уже взрослые и никогда Михаил не давал мне оснований для ревности, – сомневалась Надежда. – Если в молодости не гулял, то и после пятидесяти лет не думаю, что на происшествие его потянет.

– Может, и гулял, просто ты не знала, – добивала ее соседка. – А Танька эта недавно у нас в деревне появилась. Она с дочерью сюда переехала и дом купила. По слухам женщина разведена, выглядит она хорошо и лет на десять моложе тебя.

Надежда мысли плохие гнала от себя и отказывалась верить. Она бы точно почувствовала, если бы в поведении мужчины произошли перемены. Но он вел себя, как всегда, и с работы почти не задерживался. Лишь иногда, если нужно было отвезти начальника в другой город, поскольку Михаил работал водителем в дорожном управлении уже много лет.

– В эту субботу дети в гости приедут, поэтому нужно стол накрыть и покупки для этого сделать, – рассказывала Надежда. – Я в город поеду, а если чего-нибудь не хватит докупим в нашем магазине.

– Хорошо, – спокойно реагировал Михаил, не демонстрируя никаких чувств и эмоций при упоминании магазина.

Надежда практически успокоилась и попыталась забыть слова соседки, но та доставила новую порцию сплетен.

– Конечно, неприятно знать, что мужчина, с которым столько лет прожит под одной крышей решил молодость вспомнить, и загулял, – говорила она на следующий день.

– Откуда такая информация? – сердилась Надежда. – Тебе совсем делать нечего, лучше следи за своими гладиолусами, чем за соседями.

Екатерина обиделась, общаться с Надеждой перестала и всем в селе рассказывала, что соседка на почве ревности стала странно вести себя. Новости распространялись быстро и уже многие с интересом смотрели на Надежду, которая каждое утро бежала на работу в местную школу, а вечером назад. Она проработала учительницей в родной школе двадцать лет, поэтому многих людей в деревне знала. Спасение от переживаний и сомнений Надежда искала работу и домашние дела. Но подброшенные соседкой сомнения не давали теперь нормально жить, и однажды она все же решила зайти в местный магазин, хотя и не любила его посещать.

– Вы новая продавщица? – поинтересовалась она у брюнетки с ярким макияжем.

– Да, а что такое? – сразу напрягалась женщина.

– Ничего, просто я практически всех местных знаю, а вас впервые вижу, вот и решила поинтересоваться, – объяснялась Надежда, воспользовавшись отсутствием в магазине других покупателей.

– Мы с дочерью из города недавно переехали, – рассказывала женщина, взвешивая конфеты. – Решили изменить обстановку и начать новую жизнь вдали от городской суеты.

– Это хорошо, – не знала, что сказать Надежда. – Село у нас спокойное и до города можно автобусом добраться через двадцать минут.

– Вот и мы так решили, – продолжала Татьяна. – Дочь на третьем курсе института учится, поэтому и было важно, чтобы удобно добираться в центр.

Разговор ни о чем больше продолжать не было особого смысла и возможности, поскольку в магазин зашли еще несколько человек. Надежда уходила домой в смешанных чувствах. Она хотела увидеть потенциальную соперницу, представляла ее типичной женщиной, уводящей чужих мужчин. А Татьяна показалась привлекательной и простой женщиной, от чего становилось только хуже. Еще неделю Надежда как-то выдержала жизнь в напряжении и сомнениях, потом не выдержала и решила у мужчины все выяснить.

– У тебя появилась другая женщина? – прямо спросила она, переживая снова передумать и не решиться на этот вопрос.

– Откуда у тебя такие мысли, и вообще я устал после работы, а ты решила меня достать? – рассердился Михаил.

– Не обижай меня обманом, – просила Надежда, прекрасно умея читать мужчину по эмоциям и реакции.

– А если и так, что здесь такого? – неожиданно заявил Михаил. – Мы с тобой давно живем по привычке и все. Пока дети с нами были, хотя о них заботились и все ради их будущего делали. Теперь у них своя жизнь, у тебя работа и бесконечные цветы на участке, а до меня и дела никому нет.

– Это же неправда, – растерялась Надежда. – Конечно, я люблю работу и участком занимаюсь, чтобы выращивать не только цветы, но и овощи для нашей семьи.

– Вот именно, у тебя только овощи и благодать в голове, – разошелся Михаил. – Мне пятьдесят четыре года, и я хочу еще жить, а не существовать, как старый дедушка.

У надежды не было слов после реакции мужчины. Она только старалась не плакать, по крайней мере, в его присутствии. Но Михаил не стал долго им волновать и что-то буркнул о работе, ушел, громко хлопнув дверью. Надежда хотела позвонить детям, потом решила их не беспокоить и еще раз никого не беспокоить. Она всю ночь просидела в кресле, так и задремала, а утром замазала тональным кремом круги под глазами и пошла на работу. Этот день казался бесконечным долгим, и едва дождавшись вечера Надежда продумывала разговор с мужем.

– В общем, когда ты все знаешь, дальше нет смысла скрывать правду и создавать иллюзию семьи, – сказал он, вернувшись с работы поздно.

– Ты хочешь меня покинуть и готов начать новую жизнь в таком возрасте? – отказывалась верить в происходящее Надежда.

– Ты так говоришь, будто нам по сто лет, в этом и проблема, – говорил Михаил. – Ты уже долгие годы видела во мне только хозяина дома, отца детей и помощника по бытовым вопросам, а я хочу быть мужем.

– И как же мы теперь будем жить? – не понимала Надежда. – В селе все сплетничать будут, это полбеды, а ты подумал о реакции детей?

– Ничего, они уже взрослые и все поймут, – уверенно размышлял Михаил. – Я пока переберусь к Татьяне, а потом подумаем, как делить имущество.

Он собрал личные вещи и уехал в новую жизнь, Надежда осталась в своей прежней реальности. В ближайшие выходные из города приехали дочь и сын, выражая свою поддержку и предлагая помощь. Только сейчас Надежде ничего не нужно, кроме времени для понимания своего состояния. Только через несколько недель она смогла зайти в магазин и встретила там разлучницу.

– Если вы пришли для ссоры, то очень зря! – с порога заявила Татьяна. – Я Михаила не отводила, он сам проявил инициативу в наших отношениях. Я тоже имею право на счастье, ясно?

– У Михаила проблемы со здоровьем, поэтому нужно хотя бы раз в год проходить процедуры, – бесцветным голосом ответила Надежда. – Проследите за этим и его питанием

– Вы, правда, праздники? – не могла прийти в себя Татьяна. – Я переживала, что вы пришли устроить ссору, а вы издаете инструкции по использованию мужчины?

На этот вопрос у Надежды не было ответа. Она действительно много раз в голове крутила подробности встречи и общения с соперницей. Хотела даже ссору устроить, а потом что-то сломалось. Женщина вдруг поняла, что обратной дороги нет, и даже если Михаил решит вернуться к ней сегодня, она простить его сможет, а вот принять назад – нет.

Исходя из этого и смысла ссориться не было. Надя решила впервые за многие годы подумать о себе и просто жить. Это получалось не очень хорошо, но она училась и даже сменила стиль одежды, затем обновила прическу. Просто Надежда позволила себе также подумать, что после пятидесяти лет жизнь не кончается и впереди может быть что-нибудь интересное.

Даже Михаил заметил эти изменения в жене, начал звонить по телефону и искать причины для прихода в гости. Только Надежда уже ничего не ждала и не хотела от него, так что сама подала на развод. Она обновилась и пыталась понять, чего хочет теперь, а возвращение в прошлое точно не было в перечне желаний, по крайней мере, на сегодняшний день.