Лариса Петровна сидела на кухне, и грустно смотрела в окно. Единственный сын даже не вспомнил о годовщине родительской семейной жизни и не поздравил маму. Лариса заплакала и стала думать, как провести сегодняшний день. Вдруг зазвонил телефон. — Ну, наконец-то! Зря я так плохо думала о сыне, — сказала вслух Лариса, направляясь к телефону. Женщина подняла трубку и удивилась, слышать голос своей невестки. – Лариса Петровна, у меня для вас важное дело, – тут же начала Алла и, не позволив свекрови вставить ни слова, изложила свое предложение. Лариса Петровна слушала невестку и ахала от услышанного
— Как же так? Продали без моего разрешения? – воскликнула Лариса Петровна, уже не сдерживая эмоций. — Как ты мог, Грегори? Я не ожидал этого от вас!
«Мама, почему ты дерешься?» Да, это сработало. Покупатель был быстро найден. А нам срочно нужны были деньги. Знаете, Алла открывает свой бизнес. А что, мы должны были ждать, когда вы приедете домой из санатория, чтобы спросить, не против ли вы против продажи нашей с ней дачи? Да, или как? – возмущался Григорий с матерью.
— Как же так, сынок? В конце концов, у меня столько воспоминаний, связанных с этим домом! Лариса Петровна продолжала обижаться. — И ты тоже. И не мешало бы посоветоваться!
— Мама, я тебе уже все объяснил, — в отчаянии сказал Грегори и отключился.
Лариса Петровна возмутилась. В последнее время она чувствует себя бесполезной и брошенной. Какой-то изгой в своей семье. И виновата во всем она, молодая жена своего сына Аллы.
Именно с ее появлением Григорий стал совершенно другим и полностью пренебрег всеми желаниями и советами матери.
Так что сегодня женщина чувствовала себя совершенно никчемной. Более того, я был расстроен последними новостями.
Когда ее муж Дмитрий настоял на том, чтобы подарить Григорию, их единственному сыну, старую дачу его родителей на свадьбу, она была против. Но мужчина был неумолим, и Ларисе пришлось с этим смириться.
«Дмитрий, на второй день продадут!» Вам не жалко этот дом, потому что это память о ваших родителях, о вашем детстве? – поспорила она с мужем.
— Лариса, почему ты цепляешься за этот дом? Нам с тобой больше ничего не нужно, кроме нашей квартиры. И пусть молодые люди сами решают, будут ли они там жить или продадут. Мы с вами не копили денег, чтобы сделать сыну хороший подарок. Так что дачу мы подарим на свадьбу. И все, не спорьте со мной. Я так и решил.
И вот, спустя пять лет после свадьбы, сын сообщил матери, что продал ее любимую дачу. Если бы Дмитрий был жив, он бы не одобрил решение сына. Лариса Петровна была в этом уверена.
Эта дача была просто чудом, как красиво! Деревянный двухэтажный дом с большими окнами, светлой застекленной верандой и двумя балконами, а также деревянной резьбой на фасаде расположился в красивой деревне. Рядом был сосновый лес и большое озеро.
Когда-то давно, сразу после свадьбы, юные Лариса и Дмитрий какое-то время жили там. И Лариса Петровна всегда вспоминала эти дни как самые волшебные в своей жизни. Не нужно было ехать ни на какие курорты – все было там!
И природа во всей красе, и тихий поселок с вежливыми и доброжелательными соседями, и натуральные продукты – молоко, сметана, творог и яйца, спелая ароматная клубника и игристые хрустящие огурчики, которые дачникам привозили на продажу жители из соседнего поселка, расположенного в паре километров от поселка.
Тесть Ларисы Петровны был каким-то великим ученым, а муж унаследовал эту дачу от отца.
Именно там Лариса однажды узнала, что скоро станет мамой. Да, воспоминания с дачей были самые лучшие.
Поначалу Лариса Петровна в душе радовалась, что ее невестка Алла, эта чопорная и наглая особа, не проявила особого интереса к подарку свекра и свекрови. Она не часто приезжала на дачу с сыном. И речи не стояло о том, чтобы остаться там на ночевку или даже пожить вдали от городской суеты неделю или две. Она не любила природу, в чем сама часто признавалась родителям мужа.
«Я дитя города и очень люблю его. Мне скучно на природе, и некомфортно, если честно — жара, пыль, эти насекомые. Нет-нет! Только комфорт и уют. И кондиционер! — сказала Алла, махнув маленькой ручкой с аккуратным маникюром.
Лариса Петровна продолжала ездить на дачу, сначала с мужем, а после его ухода она осталась уже одна. И в душе она по праву считала эту дачу своей. И я даже была уверена, что однажды мой сын скажет, что дарит своей маме этот дом, чтобы она могла провести там остаток своих дней, в тишине и покое.
Лариса Петровна часто приглашала к себе в гости подругу Маргариту, чтобы спокойно жить с ней, отдохнуть от шума и суеты и забот.
«У вас прекрасная дача, Лариса, богатая. Если его продать, то можно неплохо сэкономить. В наше время такие старые добротные дома стоят дорого. Тем более, что ваша природа здесь лучше, чем на любом курорте. Да и людей не так много, что тоже немаловажно», – авторитетно заявил мой друг.
– Нет, продавать не будем. Почему? Здесь так хорошо. И этот дом нам дорог», — ответила Лариса подруге.
И она уже мечтала о том, как, став однажды единоличной владелицей этого дома, она будет жить здесь постоянно. Она будет принимать гостей, друзей и родственников, а может даже и часть дома, чтобы иметь хорошую прибавку к пенсии, на которую женщина недавно поступила и очень расстроилась из-за его размера.
Если бы не ее невестка…
По образованию Алла была экономистом. Проработав несколько месяцев в бухгалтерии спорткомплекса перед уходом в декретный отпуск, она туда так и не вернулась.
«Я не могу работать за такую копейку», — смело заявила Алла. «Это просто оскорбительно. Я учился не для того, чтобы сидеть в какой-то убогой бухгалтерии, где невозможно заработать нормальные деньги.
— Ну, ладно. Оставайтесь дома с Андрейко. Нам еще хватает того, что я зарабатываю», — рассказал ей Григорий, который работал сервисным инженером на одном из предприятий города.
Алла посидела немного. Но потом ей стало скучно. Сын вырос, он уже не нуждался, как раньше, в такой близкой заботе и внимании со стороны мамы. И Алла вдруг решила, что ей стоит открыть салон красоты.
— Все, я это придумала, дорогая! Буду заниматься делом», — радостно объявила Григорию жена. – Мы продадим нашу дачу и купим помещение для моего салона. Он недалеко ушел от продажи. И цена нормальная, я узнал.
— Думаешь, ты сможешь это сделать? Мужчина засомневался. «Вы никогда этого не делали.
«Это сработает!» Что я хуже других? Я найду хороших мастериц. И образование у меня подходящее. Просто нужно быстро продать дачу. Сделаете ли вы это? Я уже сделал объявление. Ваш номер там, если что, не пугайтесь.
«Слушай, здравствуй, ну дачу как-то жалко. Ведь это не просто дом. Это память моих бабушек и дедушек, да и отца тоже. Там жило несколько поколений моей семьи. Может, возьмем кредит, чтобы начать бизнес, и уедем с дачи? — сомневался Григорий.
–Нет! Никаких кредитов! Дачу продадим, она стоит приличных денег. А у нас на все хватает. Чего ее жалеть — старый дом! До тех пор, пока вы можете получить за это хорошую сумму, вам нужно продавать. Кто знает, может быть, лет через десять он потеряет всю свою ценность. Какой-нибудь олигарх купит там землю и начнет строить многоэтажки. Вы не задумывались об этом? Ну вот! А я уже подумал.
Алла, как всегда, была очень убедительна.
«Мама будет расстроена… Она так любит этот дом.
«Ничто не расстроит. У нее есть квартира, и она очень хорошая. А если ей очень хочется возиться с землей, можно арендовать небольшой участок земли в обычном садовом обществе. Не обязательно использовать для этого старую дачу. И тогда — не забывайте — дача принадлежит вам и мне, а не вашей маме! А нам это и не нужно.
В выходные Григорий был вынужден нанять грузовик, чтобы вывезти часть мебели из дома, а также вещи матери. Лариса Петровна тем временем отдыхала в санатории, куда ее отправили сын и невестка, подарив путевку на юбилей.
И вот, возвращаясь домой с моря, где у нее был такой замечательный отдых и лечение, Лариса Петровна с удивлением узнала, что дача продана. Таким образом, все ее мечты о жизни в этом райском уголке рухнули.
Еще больше невестку Лариса Петровна не любила. Вот и все, она уговорила Григория, и он решил продать свой дом.
«Представляешь ли ты, Рита, продать родовое гнездо, такой чудный дом, открыть парикмахерскую! Сопоставимо ли это? – возмутилась Лариса в разговоре с подругой.
«Так салон приносит деньги, а как же твоя дача?» Он стоит бесполезным и все. Вот и ваша молодежь решила, что им это невыгодно. Теперь, Лариса, все измеряется деньгами. У людей не осталось ничего святого. А дом жалко, да! Так что мы с вами прекрасно провели там время. Эх…
Лариса теперь редко приезжала в гости к сыну и невестке. Ей было неприятно и даже тяжело слушать, как Алла рассказывает о своем салоне. О том, какой он успешный, и что все получилось так, как она задумывала. И клиенты выстраиваются в очередь за месяц, и все благодарны за открытие такого красивого салона в их районе.
— Представляешь, Григорий, один из моих богатых клиентов предложил мне открыть еще одну точку. А может быть, даже два! Здравствуйте, говорит, у вас такой вкус, такое финансовое чутье – вам остается только это сделать. А также о том, что меня ждет успех в моих делах.
— Она, наверное, гадалка, которая все за вас написала? – саркастически спросила Лариса Петровна, которая была вынуждена сегодня прийти к сыну, чтобы поздравить внука Андрейко с днем рождения.
«Вы зря смеетесь. Этот клиент очень влиятельный человек и обещал помочь мне с помещением для моих новых салонов», — парировала Алла.
– Ну, конечно. Вы теперь бизнесмены, все мысли только об этом. Ничего святого не осталось в душе. Все о прибыли, о богатстве. Мы даже готовы продать память наших предков», — недовольно продолжила свекровь.
— Вы напрасно, Лариса Петровна. Что плохого в том, что у вас есть деньги и ваш внук растет в обеспеченной семье, которая может многое дать для его развития?
«Все, все разговоры о деньгах», — не успокоилась мать мужчины.
– Не забывайте, что вы также с удовольствием воспользуетесь нашей помощью. Все эти ваши путевки в санаторий, свежий ремонт в квартире, покупка новой бытовой техники – без моих денег ничего бы не получилось, – с гордостью говорила Алла.
Свекровь в тот день снова ушла от них без настроения.
— Грегори, почему твоя мать меня так не любит? Я стараюсь для своей семьи, для всех нас. И даже для нее. Я понимаю, что она не может простить нам продажи дачи. Но сколько уже возможно? Пора забыть и двигаться дальше.
— Знаешь, Аллох, тебе нужно ее чем-то отвлечь. Раньше она ездила на дачу, отвлекалась. И теперь он целый день сидит один в квартире и заводит себя», — пояснил Григорий.
— Может быть, ей стоит записаться в какой-нибудь клуб по интересам? Жена сделала предложение Григорию. «Ведь для пенсионеров такие есть.
«Нет, нам нужно что-то еще… Понимаете, с ней нужно иметь общие дела и интересы.
— А что вы предлагаете — дать моей свекрови должность администратора в моем салоне? — удивилась Алла, понимая, к чему склоняется муж.
– Умная жена – это счастье для мужа! Парень! Это именно то, чего ей не хватает. Мама сразу оживится, почувствует себя нужной, нужной нам. Он начнет беречь себя, вспомнит все свои деловые качества. А сколько общих тем вам и ей придется обсудить! — сказал Грегори, улыбаясь.
— Ну, не знаю. Согласится ли ваша мама? — с сомнением спросила Алла.
«И ты попробуй».
В этот день Лариса Петровна была очень грустной. Единственный сын даже не упомянул сегодня о годовщине семейной жизни родителей и не поздравил маму. Она заплакала и стала думать о том, как провести сегодня.
Раздался звонок.
— Ну, наконец-то! Напрасно я так плохо думала о сыне», — сказала вслух Лариса, направляясь к телефону.
Но когда она подняла трубку, то была удивлена.
–Что? — удивленно спросила она, слушая невестку, которая позвонила ей, чтобы позвать на работу в свой салон.
— Именно это вы и слышали, Лариса Петровна. Соглашаться. У тебя все получится», — стала уверять ее невестка.
— Да, я… Даже не знаю. Это как-то неожиданно, здравствуйте.
«Во-первых, мне нужен свой человек в салоне, чтобы следить за порядком, пока я занимаюсь открытием новых точек. А во-вторых, вся забота о вас бесплатна. Прическа, маски для лица и волос, массаж и много других приятных процедур», — проворчала Алла. — Да, и я вам хорошо заплачу, имейте это в виду, Лариса Петровна.
Прошло полгода. Лариса Петровна была теперь так занята, что не могла даже встретиться со своей подругой Маргаритой.
Но все же их встреча состоялась, причем совершенно случайно.
— Лариса, ты? — Подруга случайно увидела ее в супермаркете и даже растерялась.
— Да, Рита, я есть, — улыбнулась Лариса Петровна. «Я очень тороплюсь, правда. Но я дам вам несколько минут. Как Ваши дела?
— Кто я! Вы совершенно неузнаваемы. Послушайте, как вы изменились, вы стали моложе, вы должны! Рита не могла поверить своим глазам. — Действительно ли омолаживающие процедуры для невестки в салоне так работали?
«И они, конечно, тоже. Но это не главное, – улыбнулась Лариса. — Видишь ли, Рита, я чувствовал себя нужным. Я нужен и могу быть полезен. И я так люблю все это делать, что вы не можете себе представить!
«А как насчет дома, который продала моя невестка?» Вы действительно меня извините? — спросила ее подруга с сомнением и завистью в голосе.
«Извините. И я забыл. Память о прошлом остается в душе. И не стоит цепляться за прошлое. Но мы должны двигаться вперед, пока мы живы. И мы можем сделать что-то еще, чтобы помочь нашим детям. Хотелось бросить все это и заняться внучкой – ведь Алла скоро родит нам девочку. Но она меня не отпускает – куда! Говорит, что сейчас без такого администратора не справляюсь. Открыла еще два салона, такая умница!
Несмотря на кислую улыбку подруги, Лариса от всей души обняла ее и убежала в свою новую счастливую жизнь.