Алла
В тот пасмурный октябрьский день Марина особенно остро почувствовала, как изменилась ее свекровь за последние два года.
Алла Петровна, когда-то элегантная и энергичная женщина, известная на всю округу своей борьбой за чистоту района, эрудицией и отличной выпечкой, теперь целыми днями сидела в старом халате перед телевизором, машинально переключая каналы.
После ухода мужа она, казалось, потеряла вкус к жизни. Даже ее любимые фиалки на подоконнике, за которыми она когда-то так трепетно ухаживала, теперь стояли пыльные и одинокие.
Марина приносила свежие пирожные – раньше Алла Петровна точно оценила бы и тесто, и изысканную глазурь, но теперь она даже не взглянула на красивую коробку.
— Мама, позволь мне уложить твои волосы? — предложила Марина, расставляя на столе сладости. — У меня новый стайлер! Знаете, как здорово это получается?
Алла Петровна равнодушно пожала плечами, не отрывая глаз от экрана:
–Почему? Кому я сейчас нужен… А куда мне идти? Если только вы не пойдете в магазин за хлебом.
И тут до Марины дошло. Она вспомнила недавнюю беседу с коллегой, которая рассказала, как ее тетя в возрасте шестидесяти пяти лет нашла спутника жизни через интернет. Недолго думая, она достала телефон и открыла сайт знакомств:
«И посмотрим на кого!» Знаете ли вы, сколько красивых, порядочных мужчин вашего возраста сейчас ищут спутницу жизни? И, кстати, многие из них настоящие умники. Профессора, художники… Только для вас!
Следующие два часа превратились в настоящую фотосессию. Марина с увлечением экспериментировала с освещением, ракурсами и нарядами, попутно рассказывая свекрови о современных тенденциях в онлайн-знакомствах. Они перебрали весь гардероб Аллы Петровны, и Марина с удивлением обнаружила, сколько элегантных вещей хранится в шкафу ее свекрови.
– Эта шелковая куртка просто замечательная! А цвет вам так хорошо идет… А эти серьги с жемчугом! Почему бы вам их не надеть?
– Витя подарил мне его на серебряную свадьбу, – тихо ответила Алла Петровна, и глаза ее подозрительно заблестели.
— Более того, его нужно носить! — решительно сказала Марина. «В память о хорошем…
«Главное — быть естественной», — сказала она, делая еще один снимок. «О, этот получился особенно удачным!» Смотреть!
«Что ты выдумываешь!» Алла Петровна захлопала в ладоши, но было видно, что комплимент ей приятен.
Вечером, когда внук Николай уже спал, а сын Игорь отправился в больницу на ночное дежурство, женщины начали составлять анкету на сайте знакомств. Марина старательно печатала под диктовку свекрови, иногда внося свои коррективы:
«Порядочная женщина, 62 года, филолог по образованию. Я ценю классическую литературу и хорошую музыку. Я люблю готовить, особенно пельмени…»
– А теперь самое главное – это фотографии! «Марина скрупулезно отбирала три лучшие картины. – Давайте поставим этот как основной – вы здесь так вдохновлены. А тот, где вы смеетесь, это второй. Пусть они увидят, какой вы веселый и энергичный!
Результаты не заставили себя долго ждать. Через неделю у Аллы Петровны появились первые сообщения. И не все из них были приятными.
— Вот, любуйся, — хихикнула Марина, просматривая очередное письмо. – Некий «бизнесмен» Леонид, 45 лет, ищет «зрелую даму с квартирой в центре». И фото явно скачанное из интернета, каким-то американским актером.
— А этот еще лучше, — протянула Алла Петровна невестке планшет. – Он пишет, что является нефтяным магнатом, но временно в сложной ситуации. Он просит одолжить денег на билет.
«Вау! — возмутилась Марина. – Давайте сразу занесем его в черный список. И вообще, читал тут про негодяев на сайтах знакомств — надо быть осторожнее.
Был и совсем неприятный случай. Некто, представившийся «фанатом литературы», после нескольких вполне нормальных сообщений, вдруг начал присылать слишком «бесплатные» фотографии.
— Боже мой, — хлопнула в ладоши Алла Петровна. — Марина, как ты можешь забыть это сейчас?
«Теперь мы нажмем кнопку «пожаловаться», и все», — заверила ее невестка. «И этот тоже в черном списке.
Были и забавные моменты. Один настойчивый поклонник, узнав о кулинарных талантах Аллы Петровны, ежедневно присылал ей фотографии своего холостяцкого ужина с подписью «Вот так я живу…»
«Да, этот пишет, что любит рыбалку и походы…» Марина покачала головой. – Нет, не ваш вариант. Можете ли вы представить себя с удочкой на берегу в пять утра?
Алла Петровна рассмеялась:
«Боже упаси!» Хотя Витя тоже любил рыбалку… Правда, я ездила с ним только за компанией, чтобы почитать книгу на природе.
«А следующий интересный — бывший дирижер, который любит оперу…» Марина внимательно присмотрелась к фото. – Хотя нет, здесь что-то не так. Я точно где-то видел это фото… Да! Она триумфально открыла страницу знаменитого дирижера. — Вот он, наш «фанат» — он его не сфотографировал!
— Господи, Мариночка, может быть, и не стоило вам все это начинать? Алла Петровна растерялась. «Вокруг так много негодяев…
«Нет, мы не сдадимся!» — решительно сказала Марина. – Мы будем проверять более тщательно. Посмотрите, интересное это письмо — от профессора истории Владимира Сергеевича. И пишет грамотно, без ошибок, и фото добротное, видимо, настоящее — на фоне библиотеки…
Действительно, профессор истории выгодно отличается от других кандидатов. Писал интересно, без современных аббревиатур и смайликов. По его словам, чувствовалась та самая старая школа, которую так любила Алла Петровна. Он рассказывал о своей работе, о своих увлечениях.
— Мама, он тебе чем-то напоминает Виктора Михайловича, — задумчиво сказала Марина. – Тот же начитанный, те же интересы… И знаете что? Я его проверил — он действительно преподает в университете, он есть на сайте кафедры.
День первого свидания выдался на удивление солнечным, несмотря на прогноз дождя. Марина помогла свекрови собраться.
— Синее платье — это именно то! Марина была главной. «И эти туфли, на маленьком каблуке. А давайте немного расчешем волосы на висках – так получится объемнее. И капля маминых духов… Помните такие же, французские?
Алла Петровна достала из шкафа красивую бутылку:
«Витя привез меня из командировки… Я приберег их для особых случаев.
«И вот он — особый случай!
Встреча была назначена в небольшом кафе в центре города. Алла Петровна так нервничала, что даже забыла дома очки. Но стоило ей увидеть своего кавалера, как что-то в его образе показалось ей удивительно знакомым…
День первого свидания выдался мрачным, как и настроение Аллы Петровны. Она уже пожалела, что согласилась на эту авантюру с сайтом знакомств, но Марина так настаивала…
Кафе выбрали рядом с театром – нейтральная территория, где можно быстро попрощаться, если встреча не сложится. Алла Петровна нервно поправила воротник блузки и еще раз взглянула на часы.
И вдруг она услышала знакомый голос: «Алла?! Алла?!»
Перед ней стоял Владимир, ее главный оппонент еще со студенческих лет.
Они учились на одном курсе, и их противостояние было известно всем. Вечные споры, ожесточенные дискуссии, непримиримые позиции…
… Они только увлеченно обсуждали новую книгу, когда дверь кафе открылась, и на пороге появился Игорь. Он замер, не в силах поверить своим глазам.
Его мать, всегда такая сдержанная и строгая, сидела за столом с незнакомцем, краснея, с блестящими глазами, и делала что-то горячее, размахивая руками.
Их глаза встретились. Алла Петровна оборвала себя наполовину, лицо ее побелело. Игорь медленно развернулся и вышел, даже не закрыв за собой дверь. Это молчаливое осуждение оказалось хуже любых слов.
Вечером произошла ссора.
«Ты вообще?! Игорь бегал по комнате. – Сайты знакомств?! В вашем возрасте? Что скажут люди? Что подумают мои коллеги? Но это, наверное, какой-то негодяй.
— И что они должны думать? — вмешалась Марина. – Что ваша мама – живой человек? Что имеет право на счастье?
— Какое счастье? Игорь ахнул. «Она… Она… — запинаясь, пробормотал он, подбирая слова.
— Кто я? — тихо спросила Алла Петровна. –Старый? У вас нет права на неприкосновенность частной жизни? Стоит ли сидеть дома и вязать носки?
Следующие недели были трудными. Игорь демонстративно не заметил новых нарядов мамы, ее помолодевшего лица, ее сияющих глаз. Он старательно игнорировал любые упоминания о театре и выставках, куда она теперь часто ходила.
А Владимир Сергеевич и Алла Петровна продолжали встречаться. Ходили в кино, спорили, гуляли по старому городу.
Иногда он привозил ей старые издания любимых книг из своей коллекции. Она угощала его пельменями – теми самыми знаменитыми, рецепт которых когда-то досталась ей в наследство от бабушки.
Перемены пришли неожиданно. Однажды вечером Игорь побежал к маме за какими-то документами и обнаружил такую картину: Алла Петровна и Владимир Сергеевич сидели в креслах друг напротив друга, увлеченно что-то обсуждая. На столе между ними стояли две чашки с чаем, который уже остыл, и лежала старая потрепанная книга.
– Это первое издание? – невольно вырвалось у Игоря, когда тот посмотрел на обложку.
— Прежде всего, — гордо сказал Владимир Сергеевич. «Вы хотите его увидеть?»
И что-то вздрогнуло в душе Игоря. Он помнил, как в детстве мама читала ему книги, как объясняла, как у нее блестели глаза, когда она говорила о любимых героях… Так же, как и сейчас.
С того вечера лед начал таять. Поначалу, медленно, почти незаметно. Игорь стал медлить, когда поехал к маме. Иногда он включался в их дискуссии. А однажды он даже пригласил Владимира Сергеевича на семейный ужин.
«Знаешь, — сказал он однажды Марине, — я, кажется, начинаю понимать…
— Что именно? Она улыбнулась.
«Дело не в возрасте. Речь идет о том, чтобы найти своего человека. Тот, с кем можно спорить бесконечно. Или молчать часами. И понимать друг друга без слов…
А Алла Петровна и Владимир Сергеевич продолжали встречаться.
Они не строили планов и не давали обещаний.
Просто оказалось, что даже в шестьдесят лет можно начать жизнь заново.
И что иногда самые важные встречи проходят именно тогда, когда вы к ним готовы.
Даже если для этого понадобился сайт знакомств и упрямая невестка с неуемной фантазией…