Павел пришел домой в плохом настроении. Он прошел мимо жены и отправился в спальню, завалился на кровать прямо в одежде. – Павел, что с тобой! – взволновалась Полина. – Да ничего, отстань! Начальник достал, устал очень, а еще ты пристаешь, – проворчал мужчина. – Пойдем, поужинаем в семейном кругу, – сказала жена. Павел резко развернулся, с отчаянием посмотрел на жену и заявил: – Ты хочешь узнать, что со мной? Хорошо расскажу! Ибо уже не могу держать это в себе! – Рассказывай! – настояла Полина. Но женщина даже представить не могла, в чем признается ее муж.

Полине уже давно за тридцать, но замужем не было, да и детей нет. Внешностью, казалось бы, Бог не обидел, да и характер покладистый, но что с ней не так? В разговорах с мамой она часто задавала такой вопрос, но мама ей говорила, что еще не нашелся тот принц, который был бы ее достоин. Ну маму, понять можно, она свою дочь успокаивает, но нужен совет со стороны, так сказать, независимой стороны. Совет дала коллега, не то чтобы подруга, но мудрая женщина.

– Ты какая-то безжизненная, равнодушная, будто тебя ничего не волнует. Нет в тебе искорки и страсти. Такое впечатление, что тебе на всех мужчин плевать, и ты любишь только себя. Мужчины это чувствуют и не обнаружив взаимности, бросают тебя.

– Но ведь я влюблялась, и страсть во мне была.

– Пожалуй, очень слабая страсть, твои мужчины явно были разочарованы.

Может, коллега и права, а замуж очень хотелось, но претендентов на руку и сердце Полины уже не было. Активного поиска не было – она не бегала по сайтам знакомств в интернете, не ходила в людные места, где можно было познакомиться со своим принцем, надеясь, что судьба сама подкинет ей жениха, и он нашелся.

Невестой стал Павел – он когда-то мальчишкой рос в том же дворе, где раньше жили Полина с мамой. Видились они часто, потому что переехали они с мамой в дом по соседству, не так далеко от прежнего адреса. Павел старше Полины на пару лет, внешность простая, заурядная, ничем не примечательная. Видились прямо на улице, проходя мимо: «Привет!», «Привет!». А однажды ехали вместе на автобусе, сели вместе, разговаривали.

– Как дела? – безразлично спросил Павел, ему явно было плевать, что ответит ему Полина.

– Нормально, – так же безразлично ответила Полина.

Дальше некоторое время ехали молча. Но о чем говорить – по сути, они друг другу чужие люди, да и особенно никогда не общались. Но как-то неловко было ехать так просто, будто они вообще друг друга не знают.

– Как вообще жизнь? Замужем? Есть дети?

– Нет, незамужняя, и не была, и детей у меня нет. А у тебя как с семьей?

– Был женат, но детей тоже нет.

Постепенно разговор налаживался, и уже через пятнадцать минут они разговаривали как старые добрые друзья, вспоминая детство. Оказалось, что Павел жив сам после того, как родителей не стало. Жена ему изменила, пошла к другому мужу, хоть он очень ее любил, но ничего, все пережил, два года уже как холост. Обменялись номерами телефонов, а потом говорили по-дружески.

Однажды Павел пригласил Полину в гости. Ничего особенного, поболтали, попили кофе. Разговор перешел о личном. Полина дала слабину и пожаловалась, что ей очень одиноко, что устала жить с мамой, да и вообще – она не видит смысла в своем будущем. Его просто нет. Что будет, когда мать не станет? Квартира в которой тишина и запустение? Котов завести? Так она их не переносит, так что даже коты не помогут восполнить ее одиночество.

– А давай создадим семью, – предложил Павел. – Что здесь скрывать – хозяйка в дом нужна, да и тебе с мамой не придется жить, имею свою квартиру. Я спокоен, гульбанить и ссоры устраивать не буду, да и предавать тоже. Согласна?

– Как так? Я тебя не люблю.

– Да я тебя тоже. Ты мне приятна в общении, интересна, но не больше. Спасибо бывшей жене, уже налюбившейся, хватит. Просто предлагаю тебе такой вариант совместной жизни. Есть желание – соглашайся.

– Ладно, я подумаю.

Уже дома она рассказала маме, что Павел предложил ей выйти за него замуж, но что за такой вариант – жениться без любви?

– Понимаешь, мама, я его не люблю, но чувствую симпатию, у нас с ним дружба.

– А как можно дружить в постели? Вы исключаете ли этот факт? Что это тогда за семья?

– Да нет, не исключаем, попробуем.

– Знаешь, Полина, замуж без любви выходят по расчету. А с него какой толк? Его двухкомнатная квартира, в которую он тебя даже не пропишет? Кем он работает.

– Простым электриком на предприятии. Но я хочу замуж, просто так – хочу и все. А еще хочу детей. Мама, мне уже давно через тридцать лет, кто меня возьмет? Пусть без любви, но хотя бы в дружбе проживем, а там, может, и полюбим, кто знает?

– Ну смотри, доченька, не пожалей потом.

Сходили в ЗАГС, подали заявление, даже поцеловались для приличия. Была задумка встретиться вечером, но как-то отвергли эту идею, Полина сослалась на усталость. Близость была через неделю, ну как-то так, химия немного свершилась, но ни страсти, ни любви Полина не испытала. Да и по поведению Павла это тоже было видно. Уже поближе к росписи Полина почувствовала себя странно, купила тест – да, беременна.

– Полина, тебе не кажется, что это как-то рано, я еще не готов.

– Ну не знаю, как ты хочешь, но я буду рожать, даже если ты откажешься жениться.

– Да я не откажусь, но все равно рано.

Свадьбу решили не играть – посидят втроем с мамой Полины и хватит. Подруги удивлялись – как можно выйти замуж за нелюбимого человека, особенно если он сам признается, что тоже не любит?! Да еще и рожать ему детей. Но Полина не хотела ничего им объяснять – просто мечтала о семье.

Однако семейная жизнь была ничем не примечательной. Нет, Павел не отказывался от мужских обязанностей, и помогал жене в уборке, в приготовлении, жить с ним было комфортно, но скучно – он долго сидел за компьютером, а Полина не знала – куда себя девать. Впрочем, женские сериалы тоже неплохое занятие, когда находишься в декретном отпуске. Супружеский долг давно забыл по той же причине – Полина берегла себя, а Павел и не настаивал.

Так проходили дни – серые и скучные, Павел ни разу не сказал Полине: «Я тебя люблю!», ни разу! Зато Полина, глядя на спину сидящего за компьютером мужчины, ловила себя на мысли, что он ей стал дорогим. А может, все-таки это и есть любовь? Она с нетерпением ждет его с работы, пытается накормить чем-нибудь вкусненьким, с удовольствием слушает, как он рассказывает о своей работе. Да что с ней происходит? Может, это какие-то особые изменения в организме в связи с беременностью? Или все же это любовь?

Когда Полина рожала, Павел был на работе и когда выписывалась из роддома тоже. Уже придя вечером домой, Павел взглянул на сына и сказал:

– Симпатичный малыш.

Это оскорбило Полину, она хотела какой-то другой реакции от мужчины, а здесь: «Симпатичный малыш». Ну ладно, что он ее не любит, но сына своего родного должен полюбить всей душой!

Удивительно, но Павел отлично справлялся с отцовством. Он купал маленького Игорька, нянчил его на руках, чтобы тот уснул, менял подгузники. Но однажды это ему получалось чисто механически, без особой нежности. Он тоже никогда не говорил сыну, что любит его. Слова, обращенные к Игорьку, были только: малыш, паренек и сынишка, а Полину в лучшем случае называл «дорога». От этой холодности у Полины опускались руки, но договор есть договор. Он и ребенка не хотел, хотя и не настаивал на процедуре, но все же – Полина тогда уперлась и решила рожать. Ну, чего требовать тогда от Павла любви? Иногда, во время страстных ночей, она так хотела признаться мужчине в своих чувствах, но сдерживала свой порыв – не хотела признать себя побежденной. Так прошло два года.

Однажды Павел пришел домой в очень плохом настроении. Он прошел мимо Игорчика, бежавшего к нему навстречу, не заметил и стоящую рядом с ним жену и отправился в спальню. Рухнув на диван прямо в одежде, он отвернулся лицом к стене.

– Павел, что с тобой!

– Да ничего, отстань! Начальник достал, очень устал, а еще ты пристаешь.

– Пойдем, поужинаем в семейном кругу.

Павел резко развернулся, с каким-то отчаянием посмотрел на жену и заявил:

– Да в каком семейном? Не люблю вас, понимаешь, не люблю! Пытался полюбить, и не могу. Я устал от вас.

Это было крахом всего. Сдерживая слезы, Полина дождалась, когда Павел уснет, собрала свои вещи и пошла к маме. Мама долго причитала, вспоминая тот разговор с дочерью, которая была еще до брака.

– Вот говорила тебе, не умный, не лезь в эту авантюру. Твоя душа растаяла, а Павлу хоть бы хны. Ребенок родился, отцом нелюбим, как ему жить в такой семье. Все, разведись, заварили кашу, пора разгребать.

Два дня не было от Павла даже колокольчика, и сама Полина не звонила, гордость не позволяла. На третий день он пришел один – по глазам было видно, что ночи у него были бессонные. На пороге встретила его мать Полины.

– Павел, зачем ты пришел? Полина подает на развод и точка. Хватит доставать ее своей холодностью.

Но Павел словно не слышал этих слов. Он тихо прошел в комнату, где его жена и сын играли в игрушки на полу.

– Полина, пойдем домой. Мне без вас плохо.

– Но ведь ты нас не любишь.

– Мне плохо без вас! Я не сплю без вас. И не ем без вас – кусок в горло не лезет.

Несмотря на ворчание мамы, Полина собрала вещи и вернулась с сыном к мужу. Спокойно поужинали, уложили Игорька спать, сами легли. Впервые Павел обнял в постели ее крепко и прошептал на ушко:

– Когда я проснулся, и вас не было, я подумал, что это даже к лучшему. А потом, через два дня я понял, как вы мне близки и дороги. Не хватало вас нигде – не слышно голоса Игорька, нет твоего запаха в постели. Это было тяжело, невероятно тяжело. Хорошо, что вы вернулись.

Полина молчала. Она ждала самых главных слов. Помолчав немного, Павел вздохнул и сказал:

– Я тебя очень люблю. И Игорька тоже, очень-очень.