Анна приехала в деревню к родителям. – Что-то ты, дочка, стала чаще ездить домой, – заметила мать. – Скучаешь, что ли? Как там работа? Как обучение? – Обучение хорошо, – сказала Анна. – Работа как работа. Стараюсь, хоть и надоедает. Но надо, значит – нужно! – А кому надо? – не понял отец. – Молодая девка, называется. Работает, словно заставляют. Анна сидела за столом и заплакала. Хотела уйти, но мать прижала ее к себе. – Что же ты моя девочка? – говорила она. – Кто же тебя туда отправлял? Только ты сама решала. Тут Анна выглянула в окно и встрепенулась от увиденного.
Анна познакомилась с Татьяной, когда поступала на учебу в городе. Обе девушки были деревенскими и это их сблизило.
– А я уже здесь на работу устроилась, приехала заранее и комнату дали в общежитии! – хвасталась Таня. – Давай к нам! Будем работать вместе, и будем вместе учиться.
– Даже не знаю, – ответила Анна. – Я вроде бы работу нашла у себя в селе, в детском саду.
– Да оставь ты! Надо выбираться из села, есть возможность работать здесь, дают общежитие, зарплата, конечно, не большая, но для начала хватит. А там – замуж выходить надо… – последние слова Татьяна прошептала по заговорщицки, и Анна засмеялась.
– Ты говоришь, как моя мама… Замуж, замуж… Вроде бы невесты здесь в ряд стоят и только нас с тобой и ждут, деревенских… – сказала Анна и махнула рукой.
Однако, пока они сдавали экзамены, успели подружиться. Их зачислили на заочное обучение, и Анна поддалась уговорам Татьяны – решилась остаться в большом городе.
– Ну, мама, еду я, – заявила она матери, когда вернулась домой. – Там и подружка у меня появилась, так что не скучно нам вдвоем будет. И лаборанткой меня берут. И в общежитии место дают. Попробую…
– Ну, надо попробовать. Почему не попробовать? Давай, работай, учись, а там, может, и Леночка за тобой отважится, а пока ей еще три года учиться надо, – говорила мать о младшей сестренке Анны.
– А как же твой отъезд Матвей переживет? – раздался голос отца. – Вот только о себе и думаете! А юноша сохнет за тобой. А ты как вертихвостка, в город решила податься!
– Матвей устроился работать в агрофирму. У него здесь хорошая работа… И вообще, у нас ничего кроме теплых отношений нет. И замуж он меня не звал, да и я пока не собираюсь… – начала говорить Анна.
– Затрехнела, триндуха! – остановил ее отец. – Пригодилась ли тебе та жизнь в городе? Ну, ну… Вот только, чтобы город полюбить, там родиться надо. Шум, пыль, гам… И жилья нет, и родных нет. Никому ты не нужен…
– Ну, что ты, Витя, – зашептала на него мать. – Перестань ее отказывать. Пусть сама увидит, это ее или нет. А Матвей если любит, то никуда не денется.
Анна собралась и уехала. Поначалу ей все нравилось. Все было снова, интересно. Татьяна даже устроила так, чтобы им дали комнату на двоих. Девушки все делили пополам, и ужины, и завтраки. И гардероб у них был общий.
Но вскоре Анна поняла, что скучная работа ей не нравится. К вечеру ныла спина, ничего уже не хотелось делать, только лечь.
– А ну, вставай, пойдем в кино, – руководила Татьяна. – А завтра на танце.
Девушки ходили повсюду вместе, но Анна раз в неделю ездила на выходные домой. Она скучала по деревне, по друзьям, и там ей больше нравилось ходить на танце, в своем привычном кругу.
– Эй, Анечка, ты что так домой зачастила? Хватит скучать. Нам здесь надо невест искать, а не в село ездить, – снова решительно настаивала Таня. – Я к себе домой точно уже не вернусь. Мне нравится большой город, шум машин, свет фонарей.
– А мне больше нравится тишина, а не пыль, и выхлоп от машин, – мечтательно сказала Анна. – И ребят здесь много, но на нас никто не смотрит.
– Это потому, что тебя за километр видно – деревенская. Давай оденемся лучше, – решила Таня.
Они сложились вместе на платье, купили пару брюк и две блузки.
– Хорошо, что фигуры у нас одинаковые! – радовалась Татьяна. – Время и на танце наши наряды обновить.
Девушки старались почаще бывать на дискотеке, и вскоре Анна начала реже ездить домой, так они были заняты на выходные.
После сессии подруги уехали домой. А потом снова началась городская жизнь.
– Не знаю, что ты все скучаешь, – пыталась подбодрить подругу Таня. – Наша работа, конечно, не творческая, но это временно! Вот получим образование, можно и что-то другое подыскать, но опять же: не всюду общежитие дают. Сначала нужно выйти замуж. А там и муж пусть заботится о жилье!
Вскоре у Тани появился поклонник. Это был городской парень, довольно симпатичный и веселый. Теперь они ходили в кино и на танце втроем, и Тане это не нравилось.
– Слушай, Анечка, ты сегодня не останешься дома? – спрашивала она. – А то нам с Сергеем хочется одним побыть…
– В кинотеатре фильм показывают для одной пары? – улыбнулась Анна.
– Ох, ты не понимаешь. Даже в кино я хочу быть только с ним. А приходится отвлекаться и на тебя. Нас выходит уже трое… – ответила Таня.
– Да, все я понимаю, конечно, уходите одни. А я пока контрольную напишу.
Дружба девушек слабела с каждым днем. Таня гуляла каждый вечер, наскоро ужиная и одевая самые красивые их наряды.
В свободное от работы время она списывала контрольные работы у Анны, не забывая благодарить ее.
– Ты настоящая подруга, Аннушка, молодец. А я влюбилась по уши… Представляешь? – говорила она.
– А он? Что говорит? – Анна смотрела на подругу.
– Говорит, что любит, конечно, тоже, – ответила Татьяна. – А как целуется сладко…
Ганна молчала. Она видела, что Таня больше не берет ее ни на танце, ни в кино, никуда. Но она и не могла проситься: не хотела мешать счастью влюбленной пары.
Анна загрустила по дому еще сильнее. Она начала чаще ездить домой, каждый выходной, чему Таня только радовалась. Она приводила своего парня в комнату, устраивая там свидание.
– Что-то ты стала чаще ездить домой, доченька, – заметила мать. – Скучаешь, что ли? Как там работа? Как обучение?
– Обучение хорошо. Перевели на второй курс. Еще год и буду с дипломом. Работа как работа. Стараемся, хоть и надоедает. Но надо, значит – надо… – вздохнула Анна.
– А кому надо? – не понял отец. – Ты размышляешь и говоришь, как бабушка. Да ты сейчас в таком возрасте, что гореть все в руках, любое дело, и счастье, и сила в каждом движении… Молодая девка, называется. Работает, будто заставляют…
Анна сидела за столом и заплакала. Хотела уйти, но мать прижала ее к себе.
– Что ты моя девочка? Кто тебя туда отправлял? Только ты сама решала. Но здорова ли ты? Не случилось ли чего-нибудь плохого? – забеспокоилась мать.
– Здорово, и ничего не произошло, мама. Просто мне там одиноко. Таня вся в любви, я одна. Других подружек нет, все с Таней мы были, а теперь я ей только препятствие, только помощник в учебе. Они гуляют, а я учебники читаю и работы пишу…
– Тебя там никто не держит, и всегда дверь родного дома тебе открыта. Одно твое слово – и ты здесь, – сказал отец. – Чего плакать? В любви каждый за себя! Хитрая твоя подружка. Нашла парня и тебя бросила. Не нужен третий излишний. Верно все. А ты не раскисай. Вот тебя Матвей уже с утра ждет. Не он ли уже под окном стоит? Иди. Здесь твое счастье.
Анна выглянула в окно и встрепенулась от увиденного. Как будто и не было слез! Она быстро переоделась и вышла из дома.
– Ну вот, а ты говорила ей: город, город… – заворчал отец, обращаясь к жене. – Здешние мы, деревенские. Корнями в землю вросли. Нам в городе не прижиться. По траве и цветам мы ходим, а не по асфальту.
Анна пришла после танцев взволнованная. Она сегодня услышала от Матфея, что давно хотела услышать. Он признался ей в любви. Это было нужно ему, поскольку он не мог больше ждать приезда Анны, ждать ее звонков.
– Я хочу слышать твой голос рядом, Анна, ты же знаешь, как я к тебе отношусь, и никто мне кроме тебя не нужен, понимаешь? – сказал он.
Анна обняла его, теперь она понимала, что ее место здесь, в родном селе, и только здесь она по-настоящему счастлива уже сейчас, с ним, и с родителями, сестренкой, бабушкой и дедушкой. Ей не нужно гоняться за призрачным счастьем, кого-то очаровывать, привлекать.
Матвей смотрел на нее влюбленными глазами, и все это решило.
Вернувшись в город, она подала заявление на увольнение, и не слушая уговора Тани передумать, уехала через две недели домой. Простились девушки почти холодно. Таня почему-то сердилась, считая, что Анна изменила мечте, показалась по слабости и не умеет быть настойчивой и целеустремленной.
– Да я просто выхожу замуж, Таня, – ответила Анна, выслушивая в очередной раз упреки подруги.
– Замуж? За кого? За своего тракториста? Ну, поздравляю! Нашла так нашла… – покачала головой она.
– А это не твое уже дело. Я люблю его. И он меня тоже. А тебе – счастье. Увидимся на сессии… – ответила Анна беззлобно и ушла.
Через два месяца Анна и Матвей поженились. Они стали жить в доме, который им помогли купить родители по обе стороны.
На следующую сессию Анна приехала в город с едва заметным животом.
– Ого, привет подруга, – поздоровалась с ней Таня. – Да ты как будто собралась рожать? А что, молодец. Кого ждешь?
– Все равно кого, чтобы здоровенького… – ответила Анна, улыбаясь. – А как ты? Вернее, как вы?
– Ты имеешь в виду Сергея? – Таня недовольно отвернулась.
– С ним у меня давно все закончено. Ненадежный человек. Вот и такое бывает… Так что я снова ищу свою любовь. И найду. Обязательно найду… – уверенно ответила Татьяна. – Кстати, у тебя есть тетради из прошлых лекций? Дашь почитать?
– Дала бы, но они у меня дома остались, – ответила Анна. – Я же эту сессию сдала уже экстерном, а сюда приходила, чтобы написать заявление – запрос на досрочные экзамены. Хочу все успеть до рождения ребенка. Вот так…
Таня округлила глаза. Она была так удивлена, что Анна, тихоня и скромница делает такие успехи в учебе.
– Послушай, Анечка… Ты не держи на меня зла. Извини. Плохо мы с тобой развелись. Будто я виновата была. Или нет? – Таня взяла Анну за руку и заглянула ей в глаза.
– Да что ты? Нет, ты ни в чем не виновата. Я сама решала, где мне жить и с кем мне быть. Просто все свое время… Счастье! – ответила Анна простодушно и обняла Татьяну.
Они немного постояли вместе, и Анна осторожно пошла к выходу.
Еще больше Таня удивилась, когда заметила на крыльце приятного молодого парня – мужа Анне. Он протянул жене руку и повел к машине.
– Ох, вот парень… Ох и тракторист… – прошептала Татьяна, не отрывая глаз от молодых.
Когда машина уехала, Таня пошла в их аудиторию и села рядом с незнакомым парнем.
– Новенький? – поинтересовалась она.
– перевелся сюда. Считай, что новенький… – улыбнулся тот.
– Будем знакомы – Татьяна, – она улыбнулась в ответ и игриво встряхнула челкой…