Ольга готовила ужин, когда на кухню зашел муж. — Когда мы будем ужинать? — улыбнулся Олег. — Еще немного, и я вытащу курицу из духовки, — ответила жена. — Слушай, мне сегодня позвонила моя подруга Анна, попросила одолжить денег. Я согласилась. Ты не против? — То есть, ты согласилась? — удивился мужчина. — Ну, ей нужно совсем немного, — ответила Оля. — Я бы на твоем месте вообще ничего ей не дал Давать! Ты, наверное, не знаешь, но… — хотел сказать Олег, но остановился. «Я не знаю что?» О чем ты говоришь? Оля удивленно посмотрела на мужа, не понимая, что происходит
— Оля, ты можешь одолжить нам денег?
Ольга вздохнула. Анна, ее подруга детства, очень часто обращалась к ней за помощью с финансами. Да, она всегда выплачивала свои долги, правда, не всегда вовремя. Но позже Оля стала ощущать себя банком, который выдает беспроцентный кредит.
– Какая сумма вам нужна? — спросила она, не в силах отказаться.
–Десять тысяч. Володя снова подал в отставку. Представляете, загрузили по полной! В контракте было одно, но по факту он делал работу за троих. Конечно, он ушел. И правильно сделал.
Оля в корне не согласилась. Она знала мужа своей подруги, поэтому просто дайте ей повод не работать. И его не особо волновало, на что его семья будет покупать еду и платить за жилье.
Кроме того, сама Анна работает на двух работах, занимается детьми и домом. И она вечно обожает своего любимого мужа.
Но Ольга не озвучивала все это вслух. Если нужно было узнать ее мнение со стороны, ее спрашивал друг. Но если она не спрашивает, то это значит, что она не хочет слушать, что думает по этому поводу Оля.
— Хорошо, Анна, — сказала женщина со вздохом. — Я могу дать его только на несколько недель, договорились?
–Курс! Моя зарплата просто придет. И Володя за это время где-то устроится на работу. Спасибо, Оля! Ты моя палочка-выручалочка.
— Пожалуйста. Поприветствуйте своих.
Оля намеренно не поздоровалась с мужем. Он этого не заслуживал.
И, можно сказать, что хорошо судить со стороны, но право на такое мнение имела только Оля.
Она и Анна поженились в том же году. Муж Олин, Олег, был одноклассником Володи. И родители мужа, и родители мужа Анны были обычными людьми, которые не могли оплатить обучение сыновей в престижном университете. Поэтому они окончили институт, а потом начали крутить жизнь сами.
Оля и Олег вместе встали на ноги. Они много работали, экономили, копили на собственное жилье. Олег оказался очень проницательным, поднимаясь по карьерной лестнице. Допоздна работал, брался за любые проекты. Да и сама Оля пробивалась с боем, старалась не отставать от мужа.
Они никуда не спешили с детьми, они хотели сначала встать на ноги. И что-то решить с жильем.
Только достигнув определенного финансового благополучия, смогли купить квартиру, пусть и в ипотеку, сделали ремонт, обновили машину, решили завести ребенка. Их дочери было уже четыре года.
Оля долго не сидела в декретном отпуске. Когда дочке исполнилось полтора года, нашли няню, и Оля стала работать по полдня. А когда дочь пошла в детский сад, женщина пошла работать на полный рабочий день.
В семье Анны все было иначе. Они с мужем ни в чем себе отказать не могли, тратя все до краев. Как только они поженились, Анна забеременела. А потом попала в декретный отпуск.
Володя тогда уже совсем поленился. Он устроился в офис на непыльную работу за копейки и не собирался ничего менять. Его все устраивало.
Анна сидела в декретном отпуске до тех пор, пока первому сыну не исполнилось три с половиной года. Хотя его могли отдать в детский сад в два года, она говорила, что жалеет его и будет сидеть с ним. А когда Оля напомнила им, что у них не хватает денег, Анна только махнула рукой.
«Но их всегда не хватает! Ребенок важнее.
Потом, когда сын пошел в садик, она не ходила на работу еще полгода. Мол, адаптация все равно не удастся. И только потом она устроилась работать в магазин продавцом, но только на год. Я снова забеременела.
И такая жизнь продолжалась год за годом. Анна и Володя никогда не умели сдерживать свои желания. Денег почти не было, но на новый год сняли домик в горах. В кредит, конечно. Мол, мы хотим устроить для детей новогоднюю сказку.
Они постоянно влезали в долги, часто заказывали готовую еду.
— А когда мне готовить, — пожала плечами Анна. – Я все время работаю.
Она действительно работала на двух работах, не пытаясь ни в коем случае расти. Продавец в магазине и уборщица в торговом центре.
Каждый раз Анна стонала, как ей было трудно, но в то же время заступалась за мужа, для которого каждая работа казалась чем-то другим. За последние несколько лет он сменил около семи мест работы. И было бы хорошо, если бы он развивался, старался найти что-то получше, что-то платное. Так что нет, он пытался найти что-то, где он не испытывал бы стресса. И заплатят при этом. Не понимая, что так не бывает.
Поэтому Оля имела право на свое мнение. Их судьбы сложились одинаково, но они выбрали другой путь. Но даже несмотря на то, что она считала, что ее подруга и ее муж виноваты в своих проблемах, она не сказала об этом вслух. Иногда она давала советы, но не более, считая, что не имеет права лезть в чужую жизнь.
А около нескольких лет назад Анна поняла, что ее подруга нормально относится к деньгам. С тех пор она занимает деньги у Оли, используя их как беспроцентную кредитную карту.
Но Оля не отказалась. Друг, в конце концов. А Анна расплачивается с долгами, пусть иногда и с напоминанием.
Так что в этот раз Оля отправила ей десять тысяч, а вечером все рассказала Олегу.
— И тебе это не надоело? Он хихикнул. «Володя несколько раз обращался ко мне, но я сразу говорила, что даю в долг только под проценты.
— Но так нельзя, — покачала головой Оля.
–Мочь… Анна Ваша подруга, а я с этим Володей никогда не дружила. И почему я должен его спонсировать? Я лучше положу эти деньги на депозит под проценты, по крайней мере, я получу от этого какую-то прибыль.
— Ты права, — вздохнула Оля. «Анна — моя подруга. Вот почему я помогаю.
— Посмотри, как она привыкнет к твоей помощи. Вы тоже будете виноваты.
— Ну, оставьте. Вы должны были слышать, как она благодарит меня каждый раз.
–Курс. Ведь благодаря вам они могут заказывать булочки и покупать все, что захотят», — усмехнулся мужчина.
— Давай, — улыбнулась Оля. «Я не тот банк, чтобы требовать объяснений. Если я могу помочь, я помогу. А если не получается, то ничего страшного.
И Оля не думала в тот момент, что муж будет прав. Она всегда считала, что эта сторона их дружбы – финансовая – никогда не встанет между ними.
Через некоторое время Оля и Олег решили отправиться на море. Мы давно хотели это сделать, но не получилось. Мы выбрали Таиланд и начали собирать деньги на путевку. Мы могли бы собрать необходимую сумму за один месяц, но решили не ограничивать себя и не тратить то, что было отложено. Все-таки должна быть какая-то финансовая подушка.
А через месяц, когда сумма была почти собрана, а тур подобрал улыбчивый турагент, Анна позвонила снова.
В прошлый раз она задержала погашение долга более чем на неделю. И Оля попросила ее хотя бы предупредить ее, если что-то пойдет не так. Подруга извинилась и пообещала, что такого больше не повторится.
– Здравствуйте, Оля. Я говорю вам то же самое: не возьмете ли вы в долг десять тысяч? Володя сейчас работает на своей новой работе, пока, кажется, все хорошо. Но мы расплатились с долгами, заплатили кредиты, теперь сидим без гроша…
Оля невольно вспомнила, как два дня назад подруга выложила в соцсетях фото с большим набором рулонов. А я думала, что у нее другое представление о выражении «сидим без гроша».
Но, конечно, больше она ничего об этом не сказала.
— Извини, Анна, но сейчас я не могу.
Оля не хотела говорить, что они собираются ехать в отпуск. Я переживала, что не пострадает, потому что за последнее время их отпуск уже трижды переносился. То дочь заболела, то меня не отпускали на работу, то машина сломалась, и все деньги ушли туда. Уже около года они не могут нормально отдохнуть. Так что Оля умолкла о том, что деньги есть, но на определенные нужды. И я не думал, что мне нужно отчитываться.
— Что, вообще? Мой друг, казалось, возмутился. — Ну, может быть, хотя бы пять тысяч?
Оля понимала, что Анна не отдаст деньги, пока они не уедут. А они им сейчас нужны, даже эти пять тысяч не лишние.
Но, кроме этого, Оля все еще возмущалась в душе. Она была уверена, что Анна легко примет отказ, и вдруг начала торговаться.
«Да, извините. Сейчас я не могу.
— И что мне делать? — возмутилась Анна. «Где я могу взять деньги?»
— удивилась Оля. Подруга, наверное, слишком привыкла к тому, что Оля всегда готова прийти на помощь.
— Не знаю, Анна…
–Здесь… Слушай, ну может можно спросить у Олега?
Оля вздохнула. Придется признать, что Анна отставала.
— Анна, мы едем в отпуск. Так что лишних денег сейчас нет.
— И когда?
– Надеемся, что в конце недели мы уедем.
— Слушай, может быть, ты сможешь одолжить мне взаймы до конца недели? Я постараюсь его найти.
— И как же ты можешь его не найти? Нет, мне жаль.
Оля думала, что разговор окончен, но не смотря ни на что.
— Так ты будешь греться на солнышке, а твой друг и семья будут сидеть без гроша? Оля, вам не стыдно?
— Простите, что?
Оля искренне надеялась, что услышала. Но нет.
«Что я слышал!» Оля, это наглость! Вы знаете, какая у нас сложная ситуация.
— При чем тут я?
— Ну, ты же друг! И у вас есть возможность помочь. Для вас это копейки, и они нам очень помогут.
— И поэтому я должен забыть об отдыхе? А может быть, это вы возьмете себя в руки? Перестаньте тратить деньги на вещи, которые вы не можете себе позволить?
— Не считайте наши деньги, — огрызнулась Анна. «Мы сами знаем, как их утилизировать!»
— Так я знаю, как распорядиться своим, — Оля не выдержала и повесила трубку.
Она долго не могла прийти в себя. Оля слышала такие истории, когда они садятся тебе на шею, привыкая к хорошему отношению и помощи. Но я искренне думала, что это не их дело. Да, Анна немного неряшливая, но Оля считала ее своей подругой. А она, наверное, считала Олю кредитной картой.
На самом деле Оля думала, что после такого разговора их пути окончательно разойдутся. Но когда она с мужем и дочерью вернулась домой, позвонила Анна.
–Привет! Как вы отдыхали? Я видел, что ты вернулся!
–Привет. Колодец. Да, вчера мы приехали.
– Много ли вы потратили?
Оля закрыла глаза и выровняла дыхание, чтобы не отправить того, кого считала подругой.
–Нормальный. Сколько было запланировано.
«Но что я имею в виду: слушайте, занимайте деньги. Пять-семь тысяч. Вы не поверите, Володю уволили! Его начальник сразу же невзлюбил его.
Оля не слушала. Я просто повесил трубку. А потом она заблокировала номер Анны.
Это уже не наглость… Оля не знала, как это называется. Но я точно знал, что пора с этим заканчивать. Что, собственно, она и сделала.