С самого утра Галина переживала из-за предвкушения того, что что-то вот-вот произойдет. Все, что должно было произойти, произошло давно. И любовь, и семья, и теперь она одна. Человек, с которым они прожили вместе тридцать шесть лет, ушел из жизни два года назад. У сына своя семья, двое детей, все они живы и здоровы.
«Просто предчувствие праздника», — наконец догадалась она. – Завтра, 8 марта.
И тогда мужчина сразу вспомнил. Некому дать ей мимозы или тюльпаны. Хотя что это такое? А Сашко, сынок? Он обязательно зайдет и поздравит вас.
Раньше у них была дача. Да, очень маленький домик на шести сотках земли. Родители купили его однажды. Пока я работала, приезжала на дачу в отпуск и на выходные. А когда Галина вышла на пенсию, то практически прожила там все лето, приезжая в город за продуктами.
В тот год лето выдалось сухим и жарким. Мне приходилось поливать грядки каждый день. Мужчина приехал, как обычно, после работы в пятницу. Галина сразу заметила его бледность.
— Все в порядке, очень душно, — отмахнулся он от ее замечания.
«Отдыхай, я все сделаю сам, осталось немного. Сядь в тени на скамейку», — сказала ему Галина.
Он сел, прислонившись спиной к нагретой солнцем стене дома, и смотрел, как она моет кровати из шланга. Когда Галина закончила и подошла к, она сразу поняла, что что-то не так. Кажется, он дремлет. Но когда она коснулась его плеча, он лег на бок. Он умер во сне на скамейке…
Галина продала дачу осенью. Я больше не мог туда ходить. Казалось, все видели его на скамейке запасных. Сын поддерживал ее.
«Его давно надо было продать. Зачем работать, если все можно купить в магазине круглый год.
Сам он отправился в отпуск на море с женой и детьми. Деньги за дачу Галина отдала сыну. У него двое детей, ему нужно еще. И ей достаточно одной пенсии. Я хотела снова пойти на работу, но сын отказался.
«Вы получите гроши, и вы потратите свои нервы на кучу», — сказал он.
Так всегда говорил мой муж.
– Чтобы сейчас работать учителем в школе, нужны железные нервы. Если вы пропускаете уроки, занимайтесь вместе с внуками. Если что, я помогу.
Так что она жила одна. Конечно, мужских рук не хватало. Но сын звонил мастерам, если что-то ломалось или начинал капать кран.
В последние годы она и ее муж жили дружно. И в его молодости было так много всего. Они так поссорились, что едва не дошли до развода. Мужчина шел осторожно. Но женщины всегда это чувствуют. Как-то не выдержала, она все рассказала и указала на дверь.
Мужчина собрал чемодан и сел на диван на дороге. А потом Саша пришел домой из школы. Тогда ему было тринадцать лет. Я увидела отца с чемоданом и все поняла. Отлично, все понял и услышал. Ссоры родителей тоже достали его.
— Я тебе теперь не нравлюсь? — спросил его отец.
«Да», — сказал сын и пошел в свою комнату, хлопнув дверью.
«Я не могу этого сделать!» Я не могу», — сказал мужчина.
Он встал и откатил чемодан за диван, чтобы его глаза не покрылись волдырями.
— Ты накормишь меня ужином? — спросил он, не глядя на Галину.
Она устала от ссор и разборок. Какая разница, пойдет он сегодня или завтра. Это даже лучше. Пусть идет, пока он с сыном в школе. Галина накрыла стол и пригласила Сашу на ужин. Они ели молча, не говоря ни слова.
На следующий день Галина не спешила возвращаться домой с работы. А когда пришла, то тут же ворвалась в комнату и заглянула за диван. Чемодан пропал. На душе сразу стало противно и грустно. Она вернулась в коридор и начала медленно раздеваться. А потом она подняла глаза и увидела чемодан на полке под потолком. Она ворвалась в комнату и открыла шкаф. На вешалках лежали мужские рубашки и брюки. От души.
Но когда он пришел с работы, Галина ехидно сказала, что зря разобрал чемодан, чтобы не пришлось его снова паковать.
Мужчина молчал, но больше не задерживался на работе, а когда остался, позвонил и предупредил. С тех пор ссор стало меньше. И в последние годы мы живем душа к душе. Жаль, что я не был таким, когда был молодым.
Галина старалась помнить только хорошо. Какой смысл упоминать плохое? Все оскорбления исчезли вместе с ее мужем. Конечно, иногда на нее накатывала тоска, но она быстро проходила.
В одиночку есть свои преимущества. Я стала реже убираться в квартире. А кто должен в нем мусорить? Я приготовила для себя самое простое и легкое. Вместо этого я много читала, смотрела сериалы. Мой муж терпеть их не мог. Он сидел на диване, смотрел футбол и всякие новостные программы.
А она сидела на табуретке на кухне с маленьким телевизором, который стоял на холодильнике, пока не устала. Кухня маленькая, телевизор поставить некуда.
И теперь она лежит на диване как королева, наблюдая за тем, что хочет. Я думала о том, чтобы завести кошку. Но он полон волос. Да и животных она не особенно любила.
Завтра, 8 марта. Может быть, купить торт? Да и кто его будет есть? Сын обязательно придет ее поздравить. Теперь она сама что-то испечет. И Галина стала искать блокнот с рецептами.
Может быть, купить цветы? Галина оглядела комнату. Нет, они сделают его еще более скучным. Цветы должен дарить мужчина. А почему? Чтобы выбросить их за два дня?
Галина испекла торты с шоколадом и мандаринами. Внуки их любили. Вместе со своим сыном он передаст это им. Я устал и сел перед телевизором. Шел фильм. Она посмотрела это. Ее глаза закрылись сами собой, и Галина задремала…
Ее разбудил звонок в дверь. Она чуть не подпрыгнула от удивления. Мое сердце трепетало в груди. К ней давно никто не приходил, она привыкла к гостям. Звонок был повторен.
Сын? Нет, у него есть ключ. Он всегда звонил в дверь первой, а если она не открывала ее, он отпирал ее своим ключом.
Стоя перед зеркалом в коридоре, Галина поправила свои морщинистые волосы и открыла дверь. На пороге стоял незнакомец с букетом тюльпанов. Красавцем его не назовешь, примерно ее возраста. Прилично одет, с седыми волосами в волосах, пухлый, но без живота. В общем, ничего особенного.
— Кого ты хочешь? — спросила Галина.
— Позовите Людмилу, пожалуйста, — улыбнулся он.
– Людмилы здесь нет, и никогда не было. Ты ошибалась, — сказала Галина и хотела закрыть дверь.
–Ждать! – остановил ее муж. — Это улица Солнечная, дом двадцатый, квартира тринадцатая?
– Правильно, это мой адрес. Но Людмила здесь никогда не жила», — повторяла Галина.
Мужчина перестал улыбаться и озадаченно посмотрел на нее.
– Такого быть не может.
Галина застыла от удивления.
–Мочь. Я живу в этой квартире уже несколько десятков лет. Разве я не знаю.
«Значит, я что-то напутал», — разочарованно сказал мужчина.
— Очень жаль, — и Галина закрыла перед ним дверь.
Она стояла и прислушивалась, но за дверью было тихо. Галина вошла в комнату. Начало темнеть, она щелкнула выключателем, и комната наполнилась ярким светом, стало спокойнее. И когда снова раздался звонок в дверь, она посмотрела в глазок, прежде чем открыть его.
— Ты опять? Что для этого нужно? Она сказала, что Людмила здесь не живет! — крикнула Галина через дверь.
«Открой его, пожалуйста, я не негодяй», — ответили они за дверью.
— Откуда я знаю? Иди», — сказала Галина.
«Хотя бы цветы берите». Не выбрасывай, — грустно сказал мужчина.
И Галина открыла дверь. Он вручил ей цветы.
«Я не лгу. Должно быть, я что-то напутал. Людмила написала мне адрес, и я потерял бумажку.
— Тогда позвони ей, — предложила Галина.
«Да, номер тоже был написан на листе бумаги. Мужчина пожал плечами. — Я пойду.
«Неподалеку есть отель», — сказала ему Галина.
Мужчина поблагодарил ее и начал спускаться по лестнице.
Странно все это. Галина вспоминала мужа весь вечер, глядя на тюльпаны в вазе. Теперь она никогда не узнает о загадочной Людмиле.
На следующее утро она поздно встала, умылась и уложила волосы. За окном шел дождь с мокрым снегом. И бутоны тюльпанов раскрылись за одну ночь.
Когда прозвенел звонок, Галина по какой-то причине сразу подумала об этом человеке.
«Сейчас я все узнаю», — сказала она себе и открыла дверь.
Это действительно оказался он.
«Извините, я здесь никого не знаю, я выписался из отеля, уеду ночью, но идти некуда», — неловко сказал он.
— Входите.
Он обрадовался, зашел, поставил спортивную сумку на пол.
— Может быть, ты хочешь поесть? — спросила Галина.
«Я не откажусь», — улыбнулся мужчина.
Галина суетилась на кухне. Тогда она попросила рассказать мне о загадочной Людмиле, которую он искал.
— Что я могу сказать? Я приехал из другого региона. Когда жена заболела, мы продали квартиру и купили дом на юге. Бог не дал нам детей. У моей жены было слабое здоровье.
Я все делала сама на ферме и в саду. Он посадил цветы под окнами, жена их очень любила. Но через несколько лет ее не стало. Я остался один в возрасте сорока восьми лет. Я вижу, ты тоже один, ты меня поймешь.
Так я начал снимать комнату для посетителей. Я думала, что встречусь с кем-то, вдруг что-то выйдет. Но приходили молодые женщины или семьи. Видите ли, женщины приходили отдохнуть и смотреть на красивых мужчин на пляже. И я… Вы можете убедиться в этом сами.
И вдруг пришла она, Людочка. С дочерью. Мне сразу понравилось. Мы с ней все делали.
Я не мог оставить свой дом, свою работу и поехать с ней. И она не хотела переезжать ко мне. Я сказал, что буду ждать ее в следующем году. В чем-то она была похожа на мою жену. Она пошла домой, написав мне свой адрес и номер телефона.
— Вы ей звонили?
– Нет, я просто ждал. А зачем звонить? Я не молод, я привык говорить о романтике. И она не позвонила.
«Или, может быть, она вышла замуж, или у нее есть муж?» — спросила Галина.
«Вот что я думал. Все возможно. А когда я хотела позвонить, оказалось, что лист потерялся. Я пересмотрел весь дом, не нашел. Номер телефона он, конечно, не помнил. Но адрес прост.
– А может, она специально написала совсем другой адрес? — предложила Галина.
–Почему?
– По многим причинам. Замужем, например. Я передумала продолжать ваши отношения.
«Прошел год, а она так и не пришла. А осенью я заболел. Мужчина молчал. «Теперь я приехал. И она здесь не живет, оказывается. Возможно, вы правы. Ой, мы даже не познакомились, — слишком поздно пришел в себя гость. «Меня зовут Андрей. Андрей Александрович Крутус.
– Какая у вас красивая фамилия. А меня зовут Галина. Просто Галя.
Он улыбнулся. Его улыбка была открытой и искренней. Лучи морщин рассыпались из глаз.
— Может быть, ты хочешь чего-то еще?
– Спасибо, все очень вкусно. Я понимаю, моя внешность выглядит странно. Но здесь… — он полез в карман пиджака и вынул билет на поезд. «Мое имя там. Вы видите, что я не вру. Я также могу предъявить свой паспорт.
— Не нужно, — но Галина все еще смотрела на билет.
Действительно, данные по нему и обозначаются.
— А может, попробуй найти свою Людмилу? – предположила она.
– Нет, искать не буду. Вы правы, хотелось бы, звоните или приезжайте. Мне понравилось, я думал, что получится. О, я бы сразу сказал вам, чтобы вы не ждали. Он пришел напрасно. Видимо, ему не суждено было случиться.
«Ничего страшного, найди себе другую Людмилу», — сказала Халина.
«Я не буду никого искать. Я просто буду жить. Андрей махнул рукой.
Они посидели еще немного. Потом он ехал на станцию.
«Еще слишком рано». Чтобы взять такси, нужно пятнадцать минут», — предупредила Галина.
«Я пойду прогуляюсь, я подумаю об этом».
Он выглядел очень расстроенным. Я ехала, надеялась, покупала цветы, и вот оно. То ли Людмила сразу его забыла, то ли сознательно написала не тот адрес и не собиралась поддерживать отношения.
— И знаешь что? Вы меня кормили, слушали меня. Если вы когда-нибудь захотите поехать на море, то обращайтесь ко мне. Я буду рад. Приходите со своим сыном, со своими внуками. Предупредите меня заранее, чтобы я никого не взял.
«Я подумаю об этом, но спасибо за приглашение», — сказала Галина.
«Только этого было мало. Он думает, что с Людмилой так получилось, так что попробуй со мной? Он напрасно надеется», — подумала Галина.
«Не думай об этом. Ничего подобного, у меня нет мыслей о вас. Я приглашаю вас от всего сердца. И я не буду брать деньги у друга», — казалось, он читал ее мысли. «У меня есть сад, море рядом, это красиво. По крайней мере, приезжайте на все лето.
Дайте мне лист бумаги, я напишу свой адрес и номер телефона.
Андрей с надеждой посмотрел на Галину.
«Я подумаю об этом. Если я решу приехать, я позвоню вам», — пообещала она.
Он ушел. Не успела она убрать посуду со стола, как снова раздался звонок в дверь.
«Передумал или что-то забыл», — решила Галина и пошла открывать его как можно скорее.
Но приехал мой сын. Он поздравил, поцеловал, подарил большой букет крупных разноцветных тюльпанов.
Я увидела на кухонном столе скромный букет.
— У тебя были гости, мама? — спросил он.
А Галина рассказала про Андрея.
— Ну, ты не знаешь. Вы хотя бы проверили, все ли на месте? Может быть, он негодяй? Она просто впустила в дом незнакомца.
«Оставь это. Он пришел к женщине, и она, возможно, обманула его. Я очень переживала, что не найду ее. Он пригласил меня на море. У него здесь никого нет, он поел и ушел. Он оставил адрес. Я увидел билет. Во всяком случае, вы можете легко его найти.
«Ну, если ты нормальный мужчина…» Да ведь вы давно нигде не отдыхали. Все у них на даче. А сейчас дачи нет. Если вы подумаете, я куплю билет.
— Посмотрим, — уклончиво ответила Галина.
И ничего, праздник прошел. Даже гостья была с ее рассказом, как будто посмотрела сериал. Хорошо, что эта Людмила случайно написала свой адрес. А может, Андрей сам что-то перепутал.
Галина посмотрела на две вазы с цветами. Скромный букет Андрея не мог соперничать с разноцветными тюльпанами сына. Она смешала оба букета и поставила их в одну вазу.
«Так лучше», — подумала она, довольная результатом.
Нет, она не хочет никаких отношений. Этого все равно было недостаточно. Но по какой-то причине она никак не могла отделаться от ощущения, что он не случайно позвонил ей в дверь. И она действительно была в море очень давно, когда ее сыну было тринадцать. Помирившись с мужем, они все вместе отправились в путешествие.
А как же хорошо, пожалуй, отдыхать в тени сада и слушать шум волн…
Через два дня ей позвонили с неизвестного номера. — настороженно ответила Галина.
— Галина? Это я, Андрей. Я добрался туда. Все в порядке. Я решил еще раз поблагодарить вас за гостеприимство. И обязательно приходите. Я подожду…
Это было так приятно, что он позвонил и сказал, что будет ждать.
— Что? Я пойду», — решила Галина и улыбнулась.
И это сразу же сделало ее моложе.
— Только в море. А там, кто знает…